27 июня 2014, 13:01 27 июня 2014, 14:01 27 июня 2014, 15:01 27 июня 2014, 16:01 27 июня 2014, 17:01 27 июня 2014, 18:01 27 июня 2014, 19:01 27 июня 2014, 20:01 27 июня 2014, 21:01 27 июня 2014, 22:01 27 июня 2014, 23:01

Конкурс на "нет и нет"

Значительная часть конкурсных работ ММКФ сделана так, будто с 70-х в кинематографе ничего не изменилось. Есть картины, просмотр которых вызывает лишь чувство жалости о потраченном времени. Есть фильмы-обманки. А есть - лента Валерии Гай Германики "Да и да".

Фильмы старые, раритетные, да еще на большом экране, или свежие - настолько, что не куплены в российский прокат. Каждый  кинофестиваль старается подготовить такую программу, чтобы она запомнилась, поразила. И все же основное, ради чего устраивается киносмотр – конкурс. Современные тенденции, новые имена, свежий взгляд на привычное, устоявшееся. Чем же запомнится конкурсная программа-2014?

В первую очередь, именно этим самым свежим взглядом. Во-первых, сюжет – некоторые фильмы свидетельствуют об одном – их авторы как чистый лист бумаги: они уверенно рассказывают свои истории, искренне веря, что являются первопроходцами, первооткрывателями, что до них никто никогда ничего подобного не снимал. Здесь характерным примером может стать израильский фильм "Прибежище". Не случайно режиссеру Амикаму Ковнеру на пресс-конференции был задан единственный вопрос, но с разными вариациями: "Почему и как Ковнер сделал настолько типичный фильм". Справедливости ради надо отметить, что режиссеру удалось подобрать изумительную актрису на главную роль. Ради того, чтобы посмотреть, как Лана Эттингер с легким изяществом справляется со своей героиней.

Значительная часть работ сделана так, будто с 70-х в кинематографе ничего не изменилось. Тут в первую очередь вспоминается иранский фильм "Неспелые гранаты". Но есть картины ("Репортер"), просмотр которых вызывает лишь чувство жалости о потраченном времени. И даже признание режиссера Тайса Глогера, что он снимал без копейки денег, не оправдывает появление на свет этого "шедевра". Как известно, корейский режиссер Пак Чхан-ук снял свои "Превратности судьбы" на iPhone4. Бюджет фильма составил порядка 130 тысяч долларов. И это не единственный пример.

Есть фильмы-обманки, как названная немецкой эфиопская сказка "Бетти и Амар". Известно, что ЕС поддерживает национальное кино, особенно африканских стран. Наверняка выход "Бетти и Амара" на экраны стал огромным событием для эфиопской общины в Германии. И даже заинтересовал несколько десятков немцев - друзей актера Паскаля Доусона. Но трогательное африканское видение саги "Сумерки", где в пустыне из золотого яйца вылупляется вампир, полюбивший девушку в белом из маленького племени, почему-то не вызывает ничего, кроме сардонической улыбки. И уж точно никоим образом не могло попасть в конкурс ни одного фестиваля, за исключением эфиопского.

Остается признать фильмом действительно конкурсного масштаба работу российского режиссера Валерии Гай Германики "Да и да". Слабый, переполненный самоцитированием, повторами и неоправданным изобилием сквернословия, и тем не менее фестивальный. Главные действующие лица - художник и учительница младших классов. Они могли бы быть кем угодно, но  режиссеру необходимо, чтобы они стали лицом именно этих двух профессий – как символ падения в бездну тех, кто ведет за собой, кто формирует культурное и интеллектуальное сознание россиянина. За основу сюжета Гай-Германика, очевидно, взяла кусок своей биографии времен романа с Глебом Самойловым - лидером группы The Matrixx и экс-фронтменом "Агаты Кристи". Не случайно, художник (Александр Горчилин) внешне состряпан как копия Глеба, а главная героиня – калька с его девушки Кати Весны.

На самом деле, в подглядывании за своими друзьями, а затем в препарировании их жизней на экране или в книгах нет ничего страшного. Но позволительно лишь в одном случае, если подглядывающий способен действительно видеть происходящее. Если же его возможностей хватает, чтобы показать (пусть и талантливо) лишь одну сторону бытия, получается прямолинейная, безнравственная, искренняя лживая пустота. Эту пустоту режиссер пытается наполнить экспериментами с цветокоррекцией, операторскими находками, якобы смелыми и беспристрастными сценами. А по сути, сводит к недорогой вкусовщине определенного толка.

К сожалению, очередная работа Гай Германики ставит печать на всем предыдущем и последующем творчестве режиссера – она сознательно лишила себя таланта увидеть, что есть не только черное и черное. Умения встать над ситуацией и снять настоящее кино.

Мария Свешникова, Russia.tv

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация