26 сентября 2012, 14:50 26 сентября 2012, 15:50 26 сентября 2012, 16:50 26 сентября 2012, 17:50 26 сентября 2012, 18:50 26 сентября 2012, 19:50 26 сентября 2012, 20:50 26 сентября 2012, 21:50 26 сентября 2012, 22:50 26 сентября 2012, 23:50 27 сентября 2012, 00:50

Выставка "Большая Москва. XX век"

В Государственном музее архитектуры имени Щусева открылась выставка "Большая Москва. XX век". В его начале Москве вернулся статус столицы. Это столетие стало временем осуществления самых амбициозных архитектурных проектов. По мнению создателей, достойных главного города страны. Организаторы уверены, такая историческая ретроспектива поможет по-новому взглянуть на концепции развития Большой Москвы.

В Государственном музее архитектуры имени Щусева открылась выставка «Большая Москва. XX век». В его начале Москве вернулся статус столицы. Это столетие стало временем осуществления самых амбициозных архитектурных проектов. По мнению создателей, достойных главного города страны. Организаторы уверены, такая историческая ретроспектива поможет по-новому взглянуть на концепции развития Большой Москвы. В этом убедились «Новости культуры».  

Центр власти советской империи – Москву – начинают активно реконструировать под новые идеи в 1918 году. План Щусева и Жолтовского «Новая Москва» вынашивается пять лет.

«Он был в основе своей радиально-кольцевой. Именно по этому плану было обозначено «кольцо А» - и сейчас мы его имеем – это Бульварное кольцо. Трамвай "Аннушка" - и поэтому "А". "Кольцо Б" - Садовое кольцо – и мы знаем, что там ходит троллейбус "Б". По плану 18 года предполагали сделать еще одно кольцо, которое было построено гораздо позже – это МКАД», - рассказывает куратор выставки Ирина Чепкунова.

На концептуально важной – Советской площади - сносят памятник Скобелеву, возводят монумент Конституции. Градообразующие идеи возникают одна за другой. Николай Ладовский призывает предотвратить транспортный и экологический коллапс: разомкнуть удушающую кольцевую систему, годную разве что для средневекового города, и развивать Москву по параболе – к северу. Предлагают и проект развития городов-сателлитов, он осуществляется частично – появляются Зеленоград и Королев. Но облик современной Москвы – результат смелого Генплана 35 года, который предполагал метро, транспортные магистрали и аэропорты, новые жилые дома.

В ходе реконструкций XX века Москва несла невосполнимые потери своей старины. Основные – в 30-х, и это оправдывалось индустриализацией. Но еще более масштабные – с конца 80-х годов. И эти потери были уже необъяснимы. Как сделать город удобным для проживания и сохранить крупицы истории – до сих пор большой вопрос.

Разрушения могли быть еще существеннее, если бы возвели Дворец Советов или дом Наркомтяжпрома. В 1934 году комплекс небоскребов мечтали воздвигнуть прямо на Красной площади. Благо, советская экономика не позволила. Теперь, глядя на масштабные проекты, специалисты уже не ругают идеологические перекосы, а лишь ностальгируют о смелости мысли и романтике времени.

«Я-то петербуржец, поэтому, мне кажется, Москву испортить невозможно. Это такой город, который абсорбирует, вбирает в себя очень многое, как-то естественно развивается, здесь самое главное, чтоб жизнь была энергичная. Я не градозащитник. Я считаю, что города должны развиваться», - отмечает ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина Семен Михайловский.

Тем временем Москва, недавно ставшая агломерацией, вновь дискутирует о том, какой быть в XXI веке. В рамках выставки будут вестись обсуждения проектов конкурса «Большая Москва».

Однако уже сегодня ясны приоритеты. Если до брежневских времен активно осваивали административный центр столицы, то теперь – акцент на окраины, которые когда-нибудь станут уютными для жителей «лучшего города Земли».

Все материалы темы "О защите памятников архитектуры и культуры">>>
 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация