Проблемы художественного образования "на местах"
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, примерно 47% родителей хотели бы, чтобы их дети получали художественное образование. Сейчас в музыкальных школах и школах искусств обучается не больше 12% детей. Очевидно, что в стране явная нехватка подобных учебных заведений. А те, которые есть, сталкиваются с огромным количеством проблем. О том, как их удается решать «на местах», рассказывает «Новости культуры» из Челябинска.
Спектр проблем, озвученный на августовском совещании работников сферы дополнительного образования, вполне традиционен: дефицит финансирования, низкая заработная плата, нехватка молодых специалистов, устаревшие музыкальные инструменты и требующие ремонта помещения…
«У нас есть яркие примеры, когда школа выглядит просто изумительно, и можно ее на всероссийский уровень представлять, а есть школы с протекающими крышами, с проваливающимися полами», – говорит министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин.
Вопросы коренного обновления материально-технической базы, как и повышения зарплаты, частично должны были решить при переходе на новую систему хозяйствования, который завершился в нынешнем году. Впрочем, пока ждать результатов рано. А вопросом замены музыкальных инструментов минкульт уже озаботился всерьез. Ведомством разработана программа, которая начнет действовать с 2013 года.
«Это трехлетняя программа – по 50 миллионов рублей каждый год, то есть 150 миллионов. Она на паритетных началах. К этой сумме будет прикладываться сумма, выделенная из муниципалитетов – от 10% до 50%», – продолжает Алексей Бетехтин.
Школы искусств пытаются некоторые проблемы решить своими силами, и небезуспешно. Так, например, в этом году впервые за последние несколько лет удалось приостановить отток учащихся с отделений народных инструментов. В минувшем году только шесть учеников-баянистов решили прекратить занятия – в прошлые годы таких учащихся было более сорока. Наилучших результатов добились саткинские педагоги.
«Дети приходят к нам учиться с 5-6-летнего возраста, мы сразу их привлекаем к игре на шумовых инструментах: дудочки, трещотки, ударные инструменты. А потом у нас еще такое отделение, как подготовка к обучению в школе искусств. На этом отделении мы занимаемся с учащимися общеобразовательной школы», – поясняет директор детской школы искусств №2 Татьяна Дмитриева (город Сатка).
Подобный опыт используют и в других школах. В результате удалось «подтянуть» количественные показатели по классам скрипки, домры, балалайки. Однако возникает другая проблема: педагогов не хватает, педсостав стареет, а молодые специалисты идут в школы не слишком охотно.
«К сожалению, да. Это тенденция во всех школах. Действительно, в школы мало вливается молодых кадров, потому что очень низкая заработная плата», – отмечает заслуженный работник культуры РФ, педагог детской школы искусств №2 Лариса Тычкова (город Копейск).
Сейчас вопрос оплаты труда педагогов пытаются решить на региональном уровне. Речь идет о том, чтобы преподаватели музыкальных школ получали хотя бы столько, сколько получают их коллеги в общеобразовательной системе. Несмотря на все сложности, цифры свидетельствуют, что Южному Уралу удается сохранить неплохие позиции в части художественного образования и даже опередить общероссийские показатели.