29 августа 2012, 09:24 29 августа 2012, 10:24 29 августа 2012, 11:24 29 августа 2012, 12:24 29 августа 2012, 13:24 29 августа 2012, 14:24 29 августа 2012, 15:24 29 августа 2012, 16:24 29 августа 2012, 17:24 29 августа 2012, 18:24 29 августа 2012, 19:24

1812. Подвиг народа в памяти зарубежной России

"1812. Подвиг народа в памяти зарубежной России" – выставку с таким названием готовят к открытию в Доме русского зарубежья. Она посвящена 200-летию победы в войне с Наполеоном. Как воспринимали эти исторические события те, кто покинул Россию после революции, – об этом повествуют более двух сотен экспонатов.

«1812. Подвиг народа в памяти зарубежной России» – выставку с таким названием готовят к открытию в Доме русского зарубежья. Она посвящена 200-летию победы в войне с Наполеоном. Как воспринимали эти исторические события те, кто покинул Россию после революции, – об этом повествуют более двух сотен экспонатов. Большинство из них долгое время находилось в частных архивах Франции и США. Спустя десятилетия документы, фотографии, рисунки снова в России. Рассказывают «Новости культуры».

Тут ни сабель, ни пушек. Утраченые звенья одной исторической цепи – в документах, более 80 лет находившихся за пределами России.

«Французские войска вошли в наши пределы нашей империи. Самое вероломное нападение было возмездием за строгое соблюдение союза. Вот это рескрипт государя Александра Первого о начале войны против Наполеона. Он адресован генерал-фельдмаршалу Салтыкову», – показывает куратор выставки, историк Игорь Домнин. 

Он читает подшивку газеты «Северная почта» за 1812. Тут и рескрипты императора, и вся военная хроника того, победоносного года.

«Это вообще нетипично для газеты держать ее в таком переплете, а тем более с золотым обрезом. Это все принадлежало кому-то из князей, либо была в библиотеке государя», – продолжает Игорь Домнин.

Валерий Томич – житель Сан-Фрнациско, а в прошлом летчик и историк, специалист по русской дореволюционной авиации. В своей коллекции раритетов он держал рисунки, которые недавно передали в Дом Русского зарубежья сыновья Валерия Томича.

«В его собрании обнаружились эти рисунки. Я не знаю, знал ли он точно, что это такое? Наши эксперты были очень удивлены, потому что не догадывались, что существуют эти экземпляры. Это точно рисовал Александр Второй когда еще был наследником-цесарвевичем», – продолжает куратор выставки.

Будущий император был не просто точен в деталях формы и наименовании рода войск, но также указал место и время. Один из рисунков выполнен в Дармштате 7 апреля 1840 года. В том году цесаревичу исполнилось 22, к Царскому Селу уже протянулась железная дорога, Россия ведет затяжную войну на Кавказе, в которой участвует и лейб-гусар Лермонтов. Спустя много лет во Франции обнаружится еще один любитель русской унифоррмы Владимир Звегинцев – крупнейший историк русского зарубежья

«Чтобы понять, что он делал, покажем несколько его рисунков, которых, в общем, почти никто не видел. В контурном виде, черно белом, тушью, они ходили. Вот таких рисунков – 10 тысяч. Здесь форма русской армии от Петра Великого до начала Первой мировой войны», – поясняет Игорь Домнин.

На выставке можно также увидеть альбом по истории, составленный детьми из семей эмигрантов в Париже, книги и даже такие раритеты, как труд историка Малиновского, который первым решился написать биографию князя Пожарского и поднести ее императору.

В первой биографии княза Пожарского есть риунок, датируемый 1817 годом. На нем изображены Минин и Пожарский. Подпись – «сочинил Мартос». А поставили сочинение скульптора Мартоса только в 1818 году. Монумент стал первым установленным памятником в Москве, разоренной французами. Многие документы, в том числе и первая биография Пожарского, покинут Россию после революции и вернутся на родину только спустя 80 лет.

Все материалы темы>>>

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация