На манеже разгораются страсти
Цирк ищет директора – и никак не может найти. Было уже две попытки проведения выборов руководителя Росгосцирка – в апреле и июне. И дважды Министерство культуры выборы переносило, объясняя это тем, что ни одна из предложенных программ развития Росгосцирка не может быть признана удовлетворительной. Третья попытка намечена на конец сентября. С какими проблемами сталкиваются претенденты на директорский пост – выясняли корреспонденты «Новостей культуры».
На манеже разгораются страсти. Кто будет новым главой цирковой империи? В фаворитах – Александр Калмыков, он сейчас исполняет обязанности директора Росгосцирка и Фарзана Халилова, директор Большого Московского цирка. В своей конкурсной заявке она сделала ставку на отчетность, контроль и прозрачность.
«Мы создали целую цирковую империю! – говорит Фарзана Халилова. – Нам все иностранцы завидуют, пытаются скопировать, но ни у кого же не получается. И то что говорят о том, что русский цирк устарел – нет. Просто нужна реорганизация, и я считаю, просто надо честно работать».
Цирк на Вернадского действительно – самый успешный в России. Но в систему Росгосцирка не входит, также как и никулинский на Цветном бульваре, Санкт-петербургский на Фонтанке, Ижевский и Казанский. Все остальные арены страны, шапито и зооцирки в подчинении главка. Холдинг мощный, но убыточный. Спасти его от рокового сальто-мортале пытаются давно, последние три года, – меняя руководство. Хотя в цирковой среде такие перевороты с перевыборами многие не одобряют.
«Вот, прозвучала фраза на заседании Общественного совета при Министерстве культуры, что Калмыков работает плохо, – говорит генеральный директор и художественный руководитель Московского цирка Никулина на Цветном бульваре Максим Никулин. – Возникает естественный вопрос, а почему плохо? Расскажите, что он не так делает. “Не знаем, но плохо, просто ничего не делается”. А сразу ничего и не может сделаться».
Никулин уверяет: ежегодно посмотреть на акробатов, клоунов и дрессированных зверей в России приходят больше 12 миллионов человек. Отечественный цирк возрождается, но постепенно.
«И все равно новых путей вряд ли можно найти, – считает Максим Никулин. – Хороший был такой режиссер Арнольд Григорьевич Арнольдов в цирке. В цирке, в красном уголке, читали лекцию на тему “О новых путях развития советского циркового искусств”. И когда лекция закончилась, он из заднего ряда громко сказал: “Когда вагоновожатый ищет новых путей, трамвай сходит с рельсов”. Сегодня та же самая ситуация».
Не новый, а необходимый путь предлагает Эдгард Запашный. Артист возглавил рабочую группу по цирку при Общественном совете Минкульта. Среди первых предложений – разом отремонтировать все цирки страны. По самым скромным подсчетам потребуется 28 миллиардов рублей.
«Сегодня Минфин не готов выделить такую сумму и с удовольствием не идет на контакт с представителями цирка, ссылаясь на то, что денег нет, – рассказывает Эдгард Запашный. – Хотя та сумма, которая была выделена на реконструкцию Большого театра, она фактически идентична той сумме, которую мы просим на ремонт стационарных зданий по всей стране».
Из других предложений Запашного: заключить контракт с будущим главой Росгосцирка лишь на год, наладить отношения с регионами, чтобы местные власти имели возможность помогать циркам, и, наконец, заняться пиаром отрасли.
Эмиль и Иоланта Кио разглядывают старые фото. На них те, кто с детства дышал воздухом арены - представители русских цирковых династий. Переживают: раньше о чудесах говорили «это как у Кио!» Сейчас – «как у Копперфильда». Уже давно в нашем цирке не создают имен.
«Сейчас в некоторых московских цирках я видел, чтобы было написано в программе: принимают участие собачки, обезьянки и… ни одной фамилии! – говорит председатель правления Союза цирковых деятелей России Эмиль Кио. – Надо же создавать имена! Раньше были такие имена, которые знал весь Союз: Дуровы, Бугримовы, Буслаев, Карандаш, Попов, Кио, Вяткин».
На манеже не хватает не только династий. Нет достойных программ, многие номера нуждаются в творческой реанимации, говорят артисты. Свою помощь предложило правительство.
Концепция развития циркового дела предполагает к 2020 году рост всех показателей просто до небывалых высот. Общее количество представлений собираются увеличить в 1,5 раза, довести до 40% долю новых программ и самое главное – вывести все цирки на полную самоокупаемость.
Среди цирковых, одни артисты называют документ юридическим фокусом, считая цифры нереальными, другие требуют не концепции, а закона о цирке. Повторит ли судьба российского цирка этюды грустных клоунов или достигнет головокружительных высот, во многом будет зависеть от нового руководителя. Главное, чтобы он ни прибегал к помощи иллюзионистов.