22 августа 2012, 14:51 22 августа 2012, 15:51 22 августа 2012, 16:51 22 августа 2012, 17:51 22 августа 2012, 18:51 22 августа 2012, 19:51 22 августа 2012, 20:51 22 августа 2012, 21:51 22 августа 2012, 22:51 22 августа 2012, 23:51 23 августа 2012, 00:51

100 лет со дня рождения скульптора Александра Кибальникова

В камне и бронзе он умел передать тончайшие психологические нюансы. Сегодня исполняется сто лет со дня рождения выдающегося скульптора Александра Кибальникова.

Задача скульптора, создающего портрет, не просто добиться схожести с персонажем, но и передать его эмоции. Этим искусством блестяще владел знаменитый монументалист Александр Кибальников, героями произведений которого становились самые незаурядные личности. Самые твердые материалы будто оживали в его руках. Всемирную известность Кибальникову принесли памятники Третьякову, Чернышевскому, Есенину, Маяковскому. Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения мастера. Рассказывают «Новости культуры».

За право поставить в центре столицы памятник великому Маяковскому боролись многие выдающиеся скульпторы Советского Союза. Госкомиссия, председателем которой был Евгений Вучетич, посмотрела все варианты, но так и не нашла достойного. И вдруг обратили внимание на модель Александра Кибальникова.

«Уже выходили, говорят: "А вот еще какой-то, давайте посмотрим". Поставили на стол и единогласно решили – этот лучший», – вспоминает скульптор Вячеслав Пилипер.

Вскоре после открытия памятника, вспоминает писатель Игорь Волгин, место стало знаковым и получило название «гайд-парка советского периода».

«Когда кто-то читал – в основном, стихи, конечно, это шло отсюда. Ощущение, что ты стоишь на кафедре или на эстраде. Причем, кто угодно мог читать что угодно, никакой цензуры. Выступали поэты, никому неизвестные. В частности, я, десятиклассник, гордился. Это была минута славы», – признается писатель Игорь Волгин. – Все, что было связано с надеждами интеллигенции на новую жизнь, а надежды были очень сильны. Как быть дальше, камо грядеши – это все обсуждалось».

Его всегда привлекали личности неординарные: Чернышевский, Третьяков, Есенин. Таким же необычным и запоминающимся был и его взгляд на этих людей.

«Он говорил: "Я хотел его сделать, как птицу, которая раскинула руки в полете. И летит она над землей, которая ей, этой птице, близка"», – делится воспоминаниями дочь Александра Кибальникова – Валентина Александровна Кибальникова.

Ее скульптурный портрет работы Александра Кибальникова выставляется редко, хранится у Валентины Александровны с тех самых пор, когда ей было 13 лет. Камень, один самых из сложных материалов, легко поддавался мастерству скульптора. Однажды в литейной мастерской в бесформенном бруске гранита он буквально увидел будущий памятник Третьякову.

«Увидел этот гранитный блок и говорит: "Слава, пойдем померим, поможешь мне". И я наблюдал, как он вымерял этот блок, делал зарисовки. И потом где-то через год он привозит гипсовую модель под этот камень», – продолжает скульптор Вячеслав Пилипер.

Памятник Павлу Михайловичу Третьякову перед Третьяковской галереей, знаменитый на весь мир мемориал защитникам Брестской крепости, композиции «Звездный городок» и «К солнцу», установленные перед одним из зданий ООН в Женеве. Александр Кибальников золотыми буквами высек свое имя в истории советской монументальной скульптуры. Молчаливым и погруженным в себя богатырем с берегов Волги видит его скульптор Вячеслав Пилипер. Портрет учителя ученик обещает закончить к осени. 

 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация