Особенности образования в области искусства обсудили за круглым столом
В наши дни, как и сто лет назад русский балет по-прежнему остается брендом. Так же высоко, к примеру, в мире ценят отечественную фортепианную школу. Но будущее создается сегодня, а в свете новых образовательных стандартов лидирующие позиции России в сфере академического искусства под большим вопросом. Сегодня Комитет Госдумы по культуре провел «круглый стол», где обсуждались вопросы совершенствования законодательного регулирования образования в сфере культуры и искусства. Рассказывают «Новости культуры».
У каждого в руках выдержки из законопроекта – так работать удобнее. Будущий закон – огромный, 415 страниц. Ректор Щепкинского училища Борис Любимов изучает 88-ю статью – в ней впервые в отдельный раздел выделены особенности образовательных программ в сфере искусства. Ведет круглый стол член Комитета Мария Максакова. Своим меццо-сопрано она начинает с истории, цитирует академика Лихачева.
«Образованность и интеллекутальное развитие – как раз суть естественного состяония человека, а невежество, неинтиллегнтность – состояние ненормальное», – подчеркивает она.
Для естественного состояния человека в законе впервые появляются термины – «художественное образование» и «эстетическое воспитание». Большие полномочия даются Министерству культуры. Заместитель министра Григорий Ивлиев в думском Комитете чувствует себя, почти как дома – был председателем Комитета. Он тут же поднимает самый больной вопрос – предпрофессиональное образование. Но до самого главного – когда оно должно начинаться, ему дойти не дают. Многим не нравится сам этот термин – «предпрофессиональное».
«Это недопрофессиональное образование – вот к этому мы пришли. Так же, как мы пришли к замечательной аббревиатуре в свое время – "музыкальное учреждение дополнительного образования". Кто хочет, тот может сложить», – говорит заслуженный деятель искусств РСФСР Александр Бондурянский.
Денис Мацуев в Думе впервые, потом признается – непривычно. Максакова рядом поддерживает, они вместе учились в Центральной музыкальной школе. Мацуев снова скажет – таким школам, которых всего восемь в стране, нужен особый статус и особый подход.
«Простой пример: в ЦМШ два раза в неделю – специальность, и четыре или пять – математика, физика. У ребенка нет возможности заниамться своим инстуремнтом», – заверяет он.
Начинать профессиональное образование не с начальной школы – с пятого класса, а с самого начального – то есть с класса первого. А в список образовательных учреждений директор ЦМШ предлагает ввести новый тип – для одаренных детей.
Ректор ГИТИСа Карина Мелик-Пашаева попросит большее внимание уделить аспирантуре, а вокалистам, которые учатся всего четыре года, продлить срок обучения до пяти.
«Никогда раньше вокалисты артисты музыкального театра, не учились четыре года. Такова специфика: голос созревает долго, поздно, что возможно второе образование», – подчеркивает она.