3 октября 2012, 09:31 3 октября 2012, 10:31 3 октября 2012, 11:31 3 октября 2012, 12:31 3 октября 2012, 13:31 3 октября 2012, 14:31 3 октября 2012, 15:31 3 октября 2012, 16:31 3 октября 2012, 17:31 3 октября 2012, 18:31 3 октября 2012, 19:31

Московский театр "Ленком" отмечает 85-летний юбилей

В 1927 году по инициативе Московского Комсомола был создан театр рабочей молодежи – сокращенно ТРАМ. Днем актеры работали на предприятиях, а вечером выходили на сцену. От любительского ТРАМа ведет свое летоисчисление "Ленком" – театр, который уже много десятилетий устанавливает планку.

В 1927 году по инициативе Московского Комсомола был создан театр рабочей молодежи – сокращенно ТРАМ. Днем актеры работали на предприятиях, а вечером выходили на сцену. От любительского ТРАМа ведет свое летоисчисление «Ленком» – театр, который уже много десятилетий устанавливает планку. Сегодня ему исполняется 85. Юбиляр строит планы, готовит премьеры и гордится своей историей. Рассказывают «Новости культуры».


До Марка Захарова в «Ленкоме»-ТРАМе было два эпохальных режиссера: Иван Берсенев и Анатолий Эфрос. Оба привели с собою яркие актерские команды, оба проработали не долго. Александр Збруев оказался в театре сразу после «Щуки» – застал некоторых ленкомовских стариков.

«Слушайте, 85 лет – это целая жизнь, – говорит Александр Збруев. – В этом театре кто только ни работал. Знаете, работали и Аркадий Вовсе, и Владимир Романыч Соловьев, дядя Саша Пелевин, Гиацинтова, Бирман, Крючков, в этом театре ставил спектакли Ролан Быков, в этом театре – кто только ни ставил, все! Назовите фамилию любую, я вам скажу: да, работал!»

Впрочем, театр – это не только актеры, люди самых разных закулисных специальностей создавали славу «Ленкома». Для Тамары Ивановны Мещаниновой «Ленком» – уже более полувека – дом родной. Зав. пошивочным цехом, она пришла сюда на работу в 56-м. То, что для большинства сегодня – легенды, она помнит, как будто все было вчера. За красными штанами Николая Караченцова в спектакле «Тиль» – настоящий актерский характер.

«Он их одел и играл спектаклей – ну не знаю, больше 200, может, 300, – рассказывает Тамара Мещанинова. – То есть эти штаны каждый день приносили в цех. Каждый день их чинили, закрепляли, то есть вообще это уже как каркас получился, а не штаны. Когда уже совсем они расползись, он спросил: ну, а новые-то у меня есть?»

С «Тиля» начался «Ленком» Марка Захарова. Метафоричный, острый, политический, музыкальный, не похожий ни на что до него. Захаров сочинил собственный мир, с оригинальной эстетикой и строптивым характером, сделал театр с яркой и внятной миссией. Политические аллюзии и новые синтетические формы – все это превратило его в кумира не одного поколения. В конце 70-х здесь появились первые рок-оперы – абсолютная по тем временам новинка. Захаров сделал рок-ансамбль «Аракс» полноценным участником действия. «Звезда и Смерть Хоакина Мурьетты», позже – «Юнона и Авось» стали визитными карточками «Ленкома». С тех пор «Ленком» и «Аракс» вместе – без малого 40 лет – ищут все новые формы.

«У нас есть такое – не суеверие, но – если делать что-то в жанре “Юноны и Авось”, то вряд ли реально преодолеть эту планку, сделать что-то выше этого, – говорит художественный руководитель рок-ансамбля «Аракс», музыкальный руководитель театра «Ленком» Сергей Рудницкий. – Настолько харизматичная получилась история – ее не преодолеть».

Впрочем, появлялись на сцене «Ленкома» спектакли на производственные темы, и даже такие, что слишком явно отдавали должное моменту, например, «Синие кони на красной траве», в котором Олег Янковский играл Владимира Ленина.
«Сегодня он не может идти, там была некоторая идеализация Ленина, – считает художественный руководитель театра «Ленком» Марк Захаров. – Мы много не знали в нашей истории, для нас было важнее не допустить расцвета сталинизма».

Сейчас, признается Марк Захаров, в море безграничной мировой конкуренции все сложнее выбирать материал, истинно будоражащий душу и разум. Да и современная драматургия подводит. Найти пьесу необычную, к тому же оптимистическую – главные условия мастера – крайне трудно.

«Публицистика ушла из театра, – говорит Марк Захаров. – Остались сложности человеческих отношений, и все равно конфликт с государством, с государственным сферами, потому что Бердяев только это признавал конфликтом. Когда просто поссорились люди и кричат друг на друга или стреляют даже, как у нас бывает это в сериалах, это не конфликт».

Свое видение драматического конфликта Захаров с театральных подмостков перенес на киноэкран – все знаменитые фильмы снял со «своими» актерами. «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Убить дракона» - все это тоже «Ленком».

«Вот это место, где были наши арендаторы, потом нам стало обидно, и мы в этом пространстве в ближайшее время откроем малую сцену “Ленкома”», – обещает Марк Захаров.

Так модную сегодня малую сцену ленкомовцы открывают едва ли не последними в Москве. Зато расположится она в удивительном историческом павильоне: когда-то здесь выдавали и отбирали партийные билеты. Теперь для многих молодых драматургов и режиссеров это место будет давать путевку в жизнь. Сюда придут те, кто не боится экспериментов – в духе «Ленкома», каким бы содержанием не наполняла его каждая новая эпоха.

Летний сезон открывают на бис, все начинается снова. В этом году будет хорошо – это является частью «Ленкома», зритель является частью «Ленкома», звезды являются частью «Ленкома», все мы являемся частью «Ленкома».
 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация