Центральный выставочный зал "Манеж" меняет арт-политику
«Манеж» – знаменитый выставочный зал в самом центре Москвы – открывает новую страницу своей истории. Концепция развития этой площадки, ее стратегические партнеры и выставочные планы на ближайшее два года были оглашены сегодня. Музейно-выставочное объединение «Столица», в которое входит несколько залов и музеев, будет переименовано в объединение «Манеж». Его арт-директор Марина Лошак провела пресс-конференцию, на которой рассказала о стратегиях развития этой новой структуры. Рассказывают «Новости культуры».
Период выставок меда, янтаря и мехов в Центральном выставочном зале «Манеж» окончен. Отныне это место больших, исключительно художественных проектов музейного качества. Отвечать за это качество будет Марина Лошак. За ее плечами многолетний опыт кураторства, лаконичные и точные выставки, посвященные в основном искусству русского авангарда. Этим летом она назначена арт-директором главного музейно-выставочного комплекса Москвы. Определяя его новое лицо, ссылается на парижский аналог.
«Это должно быть наше русское Grand Palais, где мы выставляем самых главных художников», – подчеркивает она.
Прежде, чем перевернуть страницу в истории «Манежа», художники Юрий Авакумов, Ольга Барковская и Дмитрий Морозов напомнили о его прошлом. Посыпанный опилками прямоугольник – здесь объезжали коней. Построенный в 1817 году для военной муштры, «Манеж» перманентно менялся: реконструировался, горел, обновлялся. Место гуляний, автопарк правительства, ярмарочная площадь, а сегодня – один из главных имиджевых проектов Москвы.
«"Манеж" должен стать таким местом силы, основным выставочным пространством Москвы. Мы готовы и приглашаем различные музеи на базе "Манежа"», – заверяет руководитель департамента культуры города Москвы Сергей Капков.
«Манеж» станет основной площадкой Московской биеннале современного искусства. Уже 2 октября здесь проведет пресс-конференцию куратор биеннале 2013 года Катрин де Зегер. Проходить она будет на фоне масштабной выставки «АЕС+Ф. Трилогия». Открытие состоится всего через неделю.
«Это конечно очень большая выставка. Гигантомания, я бы сказал», – замечает художник, член группы АЕС+Ф. Лев Евзович.
Следом за АЕС+Ф. в «Манеже» развернут персональные выставки Яей Кусамы, Бэнкси, Даниэля Бюрена, Стефана Балкенхолла и Питера Гринуэйя. В 2014 году основной зал будет отдан под проект-исследование известному куратору Жан-Юберу Мартену. Минус первый этаж будет отдан под Музей книги художника, Музей дизайна и некоторые выставки Мультимедиа Арт Музея. Второй этаж освоит Музей экранной культуры.
«Это чудо какое-то, но нам предложили балкон с этой зоной овальной, и мы там затеяли создать медиатеку. Там будет сенсорный тач-скрин, рабочие места с сервером, здесь будет кинозал», – делится директор Музея экранной культуры Ольга Шишко.
Впрочем, теперь «Манеж» – это еще и активная деятельность на площадках «Рабочий и колхозница» и «Новый Манеж». 20 сентября в «Новом Манеже» откроется выставка Сергея Параджанова, а в «Рабочего и колхозницу» привезут выставку «Венера советская» из Русского музея.
«Мы, как и многие другие крупные музеи, госбюджет, который не дает денег на выставки совершенно, но требуют выставок все больше и больше, поскольку мы переходим в сферу обслуживания населения», – говорит директор Русского музея Владимир Гусев.
Потому многие крупнейшие музеи заинтересованы в сотрудничестве с обновленным выставочно-музейным объединением «Манеж», ведь он сможет помочь им в тяготах выставочной деятельности. А сам «Манеж», производя собственные выставки и привозя чужие, претендует на важную роль в новой культурной политике города Москвы.