Выберите регион

Смотрим на

Со дня рождения режиссера Владимира Мотыля исполняется 85 лет

Сегодня исполняется 85 лет со дня рождения Владимира Мотыля. Даже если бы режиссер снял только «Белое солнце пустыни» – легендарный советский вестерн, –  то уже вошел бы в историю отечественного кинематографа. Но есть еще «Женя, Женечка и "Катюша"», «Звезда пленительного счастья», «Багровый цвет снегопада». Впрочем, каждая из этих картин давалась культовому режиссеру весьма непросто. Он и сам про свою биографию говорил «родился, жил, страдал, радовался». Рассказывают «Новости культуры».

Когда над пустыней взойдет это белое солнце – на экранах появится фильм, про который скажут – один из самых народных. Поднимется в небо, станет талисманом для космонавтов, внизу – все мужчины советской страны вместе с Петрухой замрут – откроет ли лицо Гульчатай, вслед за Суховым выучат имена других жен гарема, и споют с Верещагиным – то, такое щемящее «не везет мне в смерти».

За советский вестерн Мотыль взялся, когда другие от него отказались. Добавил Катерину Матвеевну, придумал таможню, что «дает добро» и главное – таможенника, не красного и не белого, которому «за державу обидно».

В этой роли мечтал снять Луспекаева, даже имя герою дал – Павел, но боялся, как актер, который только что перенес ампутацию стоп, вынесет съемки. Вот они – архивные кадры – пустыня, песок, в котором вязли не то, что ноги – колеса и море, корабль, на котором опять же из-под ног уходила палуба. Даже пять лет назад, в канун своего юбилея Владимир Мотыль волновался, когда вспоминал эти съемки.

«Почему меня нужно было судьбе проводить через недоступного артиста? И каким образом я, встретившись с этим препятствием, каким образом я все-таки не покидал надежду, что я его возьму на эту роль?» – говорил Владимир Мотыль.

Госпожа Удача, которую воспел на экране, в жизни его самого навещала не часто. Разобранное на цитаты «Белое солнце пустыни» раскупят зарубежные страны, на родине наградят спустя 30 лет.

Для советских чиновников Мотыль – безыдейный и безнадежный, после «Жени, Женечки и "Катюши"» получивший запрет на профессию.

Музыка Шварца, стихи Окуджавы – ироничный, нежный и такой необычный фильм о войне – советские идеологи заклеймили. Про все свои фильмы он потом скажет – сняты в борьбе и через преодоление. Целых пять лет будет идти к мечте – такой несоветской драме о декабристах, их женах – звезде, которая так трудно тогда зажигалась.

«И знаете я вспоминаю, как приехали французы, и они его спросили, о чем вы делаете фильм? – говорит Игорь Костолевский. – И он им сказал, знаете, я по крупицам пытаюсь восстановить исчезнувшую цивилизацию. Мне кажется, вот Владимир Яковлевич принадлежал к этой цивилизации, мне его лично очень не хватает».

В одной из самых пронзительных сцен фильма, где Полина бежит за поручиком Анненковым, Мотыль признается – словно картинка из прошлого. Мама когда-то так навещала ссыльного отца. Про судьбы того поколения, разных людей и один для многих маршрут – о потрясениях ХХ века, первой мировой и гражданской, о потере родных и любимых, о том, как снег вдруг становится красным, снимет «Багровый цвет снегопада», посвятит своей матери.

«Я сейчас перечитывал его дневники, – рассказывает внук режиссера Аркадий Насонов. – И даже в дневниках его, 14-летнего, я нашел упоминания о багровом цвете снега. То есть в принципе столько лет зрели эти образы, которые только сейчас в конце жизни он сумел реализовать».

До премьеры последнего и едва ли не самого важного фильма, над которым работал шесть лет, Владимир Мотыль не дожил. Картина, про которую говорили – это может быть исповедью, стала завещанием. Человека с тяжелой судьбой, трудным характером, летящей фамилией. Режиссера кино, который вообще-то историк и который там, где-то в прошлом, искал чистых, честных и смелых.

Все материалы о Владимире Мотыле>>>
 

Читайте также

Видео по теме

В Москве задержали участника Pussy Riot Александра Софеева