22 июня 2012, 14:31 22 июня 2012, 15:31 22 июня 2012, 16:31 22 июня 2012, 17:31 22 июня 2012, 18:31 22 июня 2012, 19:31 22 июня 2012, 20:31 22 июня 2012, 21:31 22 июня 2012, 22:31 22 июня 2012, 23:31 23 июня 2012, 00:31

Иштван Сабо – один из основных претендентов на "Золотого Георгия"

Свой фильм "Дверь" - один из претендентов на победу в основном конкурсе 34-го ММКФ - сегодня на пресс-конференции представил классик венгерского кинематографа, лауреат ММКФ, Каннского и Берлинского кинофестивалей, обладатель "Оскара" Иштван Сабо.

Свой фильм «Дверь» - один из претендентов на победу в основном конкурсе 34-го ММКФ - сегодня на пресс-конференции представил классик венгерского кинематографа, лауреат ММКФ, Каннского и Берлинского кинофестивалей, обладатель "Оскара" Иштван Сабо.

Фильм снят по мотивам одноименного романа Магды Сабо. В центре драматических событий, разворачивающихся в Венгрии конца 1960-х - начала 1970-х годов, - отношения между молодой писательницей и ее служанкой - пожилой женщиной по имени Эмерэнс. Главную роль в фильме играет английская актриса Хелен Миррен, которая в прошлом году получила на ММКФ почетный приз имени Константина Станиславского "Верю".

Насыщенность метафорами, узнаваемый авторский почерк и некая нервозная амбивалентность персонажей - то, что ожидают зрители от Сабо, и то, за что неизменно ценят. Так и на этот раз – с картиной «Дверь».

«Я был очень хорошо знаком с автором романа, по которому снял эту ленту, Магдой Сабо. Сразу хочу заверить – мы не родственники, - так Иштван Сабо начал свой рассказ о фильме «Дверь», современном кинематографе вообще и о своих фильмах в частности. – Сабо в Венгрии – это такая же распространенная фамилия, как в России Иванов. Магда Сабо – это большая писательница. К сожалению, она ушла от нас очень рано... Ей было всего лишь девяносто лет».

Многие восприняли роман венгерской писательницы как сугубо женский. И, действительно, в основе сюжета – две женщины, которые относятся к разным социальным классам, не понимают друг друга, но которые настолько близки друг другу, что их отношения можно назвать только любовью. «Возможно, я тоже отношусь к режиссерам-женщинам, - говорит Сабо. – Но на самом деле я отношусь к тому поколению войны, когда женщины потеряли мужей, а мы отцов. Но я ни в коей мере не думаю, что вообще существует женское кино. Есть лишь хороший и плохой кинематограф».

Иштван Сабо на минуту перестает шутить: «Магде Сабо очень хотелось, чтобы ее роман был экранизирован. И я стремился сделать такой фильм, где важным элементом были бы лица. Что не может сделать музыка, не дано это и изобразительному искусству, даже театр не передает этого в полной мере. Лицо может передать лишь кинематограф. Ведь самое замечательное, что может сделать человек в кино – это то, что он попадает в интимную связь с образом другого человека. Так, например, он видит, что лицо молодой девушки излучает не только любовь, но и ревность. Он видит, как оно меняется просто от того, что кто-то входит в комнату. И все это может произойти за долю секунды. Этого нет ни на одной картине, и нет в театре, так как уже на пятом ряду зрительного зала мы не сможем различить таких нюансов. Не случайно зрители начинают испытывать те же чувства, что и герои на экране. И для такого кино идеально подошел бы роман».

Также Сабо пояснил, что он сам, как и герои фильма, жил в мире, где чуждая идеология вмешивалась в мир личности. Не важно, это происходит на уровне отношений двух людей или это идеология главенствующей партии, религии. «Но этого делать ни в коем случае нельзя!, - убежден режиссер. – И мой фильм и об этом тоже. О том, как легко ранить другого человека, так как наш мир настолько хрупкий».

На главную роль в картине Иштван Сабо думал взять такую актрису, которая напоминала бы греческую богиню, у который был очень сильный внутренний стержень. Он видел русскую Нонну Мордюкову такой, какой она была в ленте «Комиссар», но увы, ее уже не было в живых. Ушла из жизни и греческая актриса Мелина Меркури, а Ирен Папас – не подходит уже по возрасту. «И я понял, на эту роль подходят только две женщины – Елизавета II и Хелен Миррен. Миррен обладает всеми нужными качествами, и она не играет эту силу, а она присутствует в ней. Для нее это так же естественно, как выпить стакан воды», - сказал Иштван Сабо.

На замечание о том, что венгерского классика давно причисляют к постмодернизму, режиссер сказал, что не знает вообще, что это такое. Он признался, что не понимает, зачем вообще в искусстве, и в частности в кинематографе, создавать нечто такое, в центре чего не стоит человек. «Если автор только лишь играет со стилем, я могу получать некое удовлетворение, но если у меня не пробегают мурашки по спине, не нужно этого вовсе. Когда-то давно было киноискусство: Эйзенштейн, Бергман, Куросава... Потом постепенно сложилась киноиндустрия, стали делать такие фильмы, которые вроде нравятся всем, но таких не существует! Поэтому стали снимать те картины, которые смотрят все. Ну, а на смену киноиндустрии пришла индустрия развлечений. И киноискусство во всем этом играет лишь маленькую роль. Это узкая тропинка, на эту дорогу очень трудно попасть, но еще сложнее попасть с этим к зрителю».

Все материалы темы>>>

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация