18 июня 2012, 08:31 18 июня 2012, 09:31 18 июня 2012, 10:31 18 июня 2012, 11:31 18 июня 2012, 12:31 18 июня 2012, 13:31 18 июня 2012, 14:31 18 июня 2012, 15:31 18 июня 2012, 16:31 18 июня 2012, 17:31 18 июня 2012, 18:31

Выставка "Вершины. В ладонях неба" открылась в Москве

В Центральном доме художника открылась выставка "Вершины. В ладонях неба". Название манящее. Догадываешься, что на выставке – искусство Кавказа. В экспозиции – живопись, скульптура, графика, произведения декоративно-прикладного искусства. Они созданы в XIX-XXI веках, в разные эпохи, в разных частях Кавказа и в Москве.

В Центральном доме художника открылась выставка «Вершины. В ладонях неба». Название манящее. Догадываешься, что на выставке – искусство Кавказа. В экспозиции – живопись, скульптура, графика, произведения декоративно-прикладного искусства. Они созданы в XIX-XXI веках, в разные эпохи, в разных частях Кавказа и в Москве, и это надо подчеркнуть особо. Они представляют всю панораму развития искусства региона – от традиционных видов творчества до современных, они повествуют о том, как менялась эта земля и ее образ на протяжении двух столетий. Рассказывают «Новости культуры».

Кавказ для России всегда был понятием не только географическим, но и культурным. Это очевидно даже по масштабу экспозиции, которая едва поместилась в трех залах ЦДХ и представляет многовековые культурные традиции. Первое, что видят зрители, деревянные посохи, представляющие собой не что иное, как искусно вплетенный в резьбу рассказ об одной из таких традиций – так называемый обряд посвящения коня, при котором душа умершего хозяина, всадника, переходила животному, и оно с этого момента, верили горцы, становилось священным.

«Мужчина – воин, под ним всегда была лошадь, конь, сейчас автомобили, а тогда кони, – рассказывает скульптор Владимир Соскиев. – Близко к природе, конь – это красота, это дань уважения ушедшему, это самое высокое почтение».

Автор этих посохов, а также еще нескольких скульптур, простой крестьянин, осетинский Пиросмани, как называют Сосланбека Едзиева, не получивший никакого профессионального образования, всю жизнь проживший в горном ущелье на границе Кабардино-Балкарии, но чьи работы, по словам искусствоведов, достойны выставляться в Лувре. Рядом – графика европейски образованного аристократа, учившегося в Академии художеств в Петербурге и в Мюнхене Махарбека Туганова. Это его иллюстрации национального осетинского эпоса. Произведения классиков из музейных собраний соседствуют с работами современных художников – и в этом особый формат выставки.

«Задача в том, чтобы познакомить столичную публику с явлением в развитии, – отмечает куратор выставки Мадина Атаева. – Потому что, представляя только современных авторов, мы не представляем откуда вышла эту художественная традиция. Представляя только музейные экспонаты, мы не можем представить, чем это развитие закончилось. А вот такое масштабное панорамное развитие мы представляем впервые».

Многие кавказские художники уже давно живут и работают в Москве. Художественная диаспора этого региона продолжает традиции предков.

«Национальное – это в не количестве газырей или кинжалов, что-то должно быть внутри такое, что подчеркивало бы, – говорит скульптор Олег Цхурбаев. – Если это чувствуется, то это чувствуется. Мне кажется, прослеживается какая-то связь между ними, которые ушли в прошлом веке еще и нынешним поколением художников».

Эта выставка – о том, чем люди живы. И не только на Кавказе. Здесь нет случайных имен и, наверное, не будет случайных посетителей.
 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация