Специалисты Эрмитажа восстановят древний кратир из Новгорода
Древний кратир – не имеющую аналогов серебряную чашу – отреставрируют лазером. Восстановить уникальный экспонат коллекции ювелирного искусства Новгородский государственный музей-заповедник доверил специалистам Эрмитажа. Они в свою очередь обещают использовать самые современные технологии. Сложные реставрационные работы будут проводиться с помощью новых лазерных машин. Рассказывают «Новости культуры».
Эту встречу специалистов Новгородского музея-заповедника с реставраторами Эрмитажа вполне можно назвать исторической. После стажировок и мастер-классов сотрудники лаборатории Игоря Малкиеля решили восстановить уникальный предмет из новгородской коллекции ювелирного искусства – кратир конца XI века. Сосуд для причастия, украшенный каноничными изображениями святых, был сделан для Софийского собора. Известно имя ювелира: оно выгравировано на дне сосуда – мастер Коста.
«Это самых больших размеров посуда для причастия, сохранившаяся в Софийском соборе Великого Новгорода. Мало того, что она из серебра, почти нет таких памятников искусства, сама форма нашего кратира напоминает чашу для Тайной Вечери», – подчеркивает главный хранитель, заместитель генерального директора Новгородского объединенного музея-заповедника Наталья Гормина.
Кратиру минимум 930 лет. Его состояние вызывает серьезное беспокойство у специалистов. Чаша объемом более трех литров деформировалась, стали плохо держатся рукояти, на поверхности появились трещины, кое-где стерлась позолота. Вдобавок очень грубо выглядят следы оловянных паек. Все это, считают реставраторы Эрмитажа, можно исправить. Лазерная очистка драгоценных металлов сегодня позволяет сделать то, о чем еще 30 – 40 лет назад и не мечтали.
«Там будут использованы наносекундные лазеры для очистки олова с ручек чаши XI века. Кроме того, мы будем использовать для определения состояния какой-то анализатор. Он за 10 секунд может определить, какой состав металла в этом экспонате», – поясняет заведующий Лабораторией научной реставрации драгоценных металлов Государственного Эрмитажа Игорь Малкиель.
Во время такой реставрации не нужно разбирать или сваривать экспонат. Он не нагревается, не меняет свой вес. С помощью лазера очищают фрески в Ватикане, он же спасает старинные рукописи, оклады икон. Теперь свой первозданный вид обретет и новгородский кратир, который вернется из лаборатории Эрмитажа уже этой осенью.