13 июня 2012, 09:12 13 июня 2012, 10:12 13 июня 2012, 11:12 13 июня 2012, 12:12 13 июня 2012, 13:12 13 июня 2012, 14:12 13 июня 2012, 15:12 13 июня 2012, 16:12 13 июня 2012, 17:12 13 июня 2012, 18:12 13 июня 2012, 19:12

Фестиваль симфонических оркестров мира: финальный аккорд

Наряду с Симфоническим оркестром Московской филармонии героем вечера стал режиссер концерта Юрий Лаптев. Именно он придумал создать музыкальную экспозицию к юбилейным датам российской истории.

2012 год богат на исторические события и даты. Даты судьбоносные – война 1812 года, 1612 год – окончание польской интервенции и смутного времени, 1150 лет Государства Российского. Им посвящены литературные, художественные и исторические выставки. Музыкальный пробел в юбилейных торжествах восполнил Фестиваль симфонических оркестров мира, завершившийся в Москве. Рассказывают «Новости культуры»

Наряду с Симфоническим оркестром Московской филармонии героем вечера стал режиссер концерта Юрий Лаптев. Именно он придумал создать музыкальную экспозицию к юбилейным датам российской истории.

«Проходя по историческим этапам, мы смотрели самые яркие произведения, которые отличали бы эту эпоху и интерпретировали эпоху в свое музыкальном творчестве», - рассказывает народный артист России Юрий Лаптев.

В программе концерта нашлось место и сочинениям тех, кто вершил историю России. Прозвучали стихиры царя Иоанна Грозного и «нераскрученного» царя Федора Алексеевича. «Это старший брат Петра, он его очень любил, сделал ему потешные войска. Федор Алексеевич остался в тени Петра Алексеевича, а он создал Первую Греко-латинскую академию, замышлял сделать университет, отмечает Юрий Лаптев сделал большую бюрократическую реформу. Федор Алексеевич – человек образованный, когда болел, бредил на греческом языке», - отмечает Юрий Лаптев.

Организаторы концерта признают, что не все произведения имеют музыкальную ценность, но в данном случае важнее исторический контекст. У Юрия Симонова по этому вопросу своя точка зрения – русскую музыку в России надо играть больше. «Так нужно поступать с каждым русским произведением. Надо брать его, и, как говорил Светланов, реабилитировать. А говорить, что оно плохое, потому что не популярное, значит, ему не повезло с первым исполнением. Ведь, что такое дирижер? Это адвокат композитора. Я сегодня защищаю Глазунова, защищаю Балакирева», - говорит главный дирижер и художественный руководитель Симфонического оркестра Московской филармонии Юрий Симонов.

Абсолютной сенсацией вечера стало исполнение гимна РСФСР Сергея Прокофьева, который сохранился в набросках.

«Работа была трудная. Сделать оркестр, хор. Он написал картошки. Картошки – это целые ноты. Картошками написал мелодии на стихи Щипачева и гармонию в каждом такте», - объясняет композитор Кирилл Волков.

Гимн был написан в 1946 году для конкурса, который проводило политбюро ЦК КПСС. Этот концерт стал неформальным конкурсом. Прозвучали гимны Гречанинова, Прокофьева, Свиридова, Львова.

«Я бы проголосовал за гимн, который у нас был до 1917 года. Лаконизм, одухотворенность и монументальность этого произведения абсолютно не превзойдена», - уверен Юрий Лаптев. Публика тоже проголосовала за этот гимн, встав при его исполнении.

Упрекнуть этот концерт пытались только в том, что в нем слишком много гимнической музыки. Лаптев с этим согласился, но у него был свой контраргумент. «У нас еще не скоро будет повод услышать все эти сочинения», - сказал он. С этим согласились критики. Так что финал фестиваля получился и торжественным, и весьма весомым, и эффектным.

Все материалы о VII Фестивале симфонических оркестров мира>>>

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация