"Борис Годунов" под небом Севастополя
Симфоническая классика и выступления военных оркестров, фотовыставки и кинопрезентации, современный танец и медиа-арт. Располагая такой «палитрой» жанров, Международный фестиваль искусств «Война и мир» в этом сезоне отдал первенство опере. Открылся смотр спектаклем «Борис Годунов» Центра оперного пения Галины Вишневской. Впервые его выпускники выступили на открытой площадке – у стен прославленного Михайловского равелина на северном берегу Севастопольской бухты. Рассказывают «Новости культуры».
Михайловская батарея была одним из пяти мощных стражей, которые охраняли покой Севастополя. Благодаря этим военным укреплениям город с моря превращался в неприступную крепость. Теперь это святое для многих севастопольцев место, где когда-то звучали только залпы орудий, превращается в мощный культурный центр.
На плацу Михайловкой батареи, за реконструкцию которой взялись три года назад, такого точно еще никогда не было. Пока зрители занимают места в «летнем театре», в крепостных стенах идет подготовка к спектаклю. Часть казарменных помещений на втором этаже превращена в гримерки и костюмерные, и все это по соседству с музеем. К событиям Крымской и Великой Отечественной войн возвращают не только экспонаты выставки, но и вековые стены, крутые винтовые лестницы.
«Учитывая, какая это земля, как она пропитана всеми этими моментами военными, тут, конечно, диву даешься», – признается певец, выпускник Центра оперного пения Галины Вишневской Руслан Розыев.
В Севастополь солисты Центра оперного пения приехали с ее благословения. Привезли самое дорогое.
«Спектакль "Борис Годунов" – о мучениях совести, о народе, который безмолвствует, но который, если его раскачают, если доведут, то...», – говорит режиссер-постановщик Иван Поповски (Македония).
К этому выступлению готовились долго. Под открытым небом и под шум моря они поют впервые.
«В какой-то степени волновались все, когда сказали, что петь на улице. Ребята не привыкли к такому, привыкли петь в стенах нашего театра», – поясняет профессор Центра оперного пения Галины Вишневской Алла Белоусова.
Постановку «Бориса Годунова» в Севастополе с самого начала называли авантюрой: слишком много технических проблем.
«Все боялись, что в таком месте опера не получится. Мы приезжали сюда дважды, с определенными приборами замеряли акустику, потом компьютерно выстраивали образ спектакля в Москве и потом поняли, что это возможно», – рассказывает технический директор Центра оперного пения Галины Вишневской Сергей Макряшин.
Оказалось, это не просто возможно. События Смутного времени в старинной крепости, в декорациях Валерия Левенталя и аутентичных костюмах смотрелись грандиозно. Для постановки выбрали первый авторский вариант оперы Мусоргского.
«Первая редакция, отсутствие польского акта – замечательного, красивого, но который уводит нас от главной линии Бориса», – говорит дирижер Ярослав Ткаленко.
Ни одного свободного места, а их на плацу больше тысячи. В Севастополе – городе без собственного оперного театра – опера не звучала уже несколько десятилетий.
Зрители признаются:
– Потрясающее что-то. Никогда такого не видел. В первый раз услышал, удивился такой смелой идее, но, тем не менее, нравится очень.
– С каждым действием силу набирает и охватывает.
– Севастополь всегда был русским городом, с российской историей. Конечно, перекликается и та история, которая была четыреста лет назад, и та, что была двести лет назад.
Трехчасовой спектакль прошел на одном дыхании, и холодный ветер с моря не испугал зрителей. Восторг, овации, крики «Браво!».
Мистический «Борис Годунов» у стен старой крепости – это лишь начало фестиваля «Война и мир». Скоро его программу продолжат оркестры из семи стран. Они выйдут на площади и бульвары Севастополя с тем, чтобы поздравить город-герой с 229-й годовщиной.