Баки Урманче. Арабески судьбы
«Баки Урманче. Арабески судьбы» – название выставки, которая открылась в залах Третьяковской галереи на Крымском валу, намекает на сложные переплетения и причудливые изломы в биографии ее главного «героя». Баки Урманче – один из первых профессиональных татарских художников, живописец, график, скульптор, монументалист, сценограф. Учился в легендарном ВХУТЕМАСе, прошел соловецкую ссылку, оформлял павильоны Всероссийской сельскохозяйственной выставки, определил становление и развитие национального пластического искусства в ХХ веке. 7 лет назад работы Баки Урманче гостили в Третьяковке в рамках проекта «Золотая карта России», но в таком объеме в Москве выставляются впервые. Рассказывают «Новости культуры».
Баки Урманче – татарский художник номер один. До него в Татарстане ни один правоверный мусульманин не мог даже помыслить о том, чтобы заняться крамольной, с точки зрения ислама, реалистической живописью. Сын муллы, он, как и его отец, должен был посвятить себя Богу. В то время в Казанское художественное училище не принимали мусульман. У Баки Урманче, казалось, не было никаких шансов воплотить свою мечту стать художником.
«Он обучался в медресе, и естественно его не воспринимали. Ему пришлось пройти через трудности, но ему повезло, что случилась революция, которая смела все эти противоречия, религия была вообще отвергнута», – поясняет доктор искусствоведения Гузель Валеева-Сулейманова (Татарстан).
В то время в искусстве господствовал авангарад, но Урманче, воспитанный на культуре ислама, где одним из немногих допустимых изображений были каллиграфически оформленные шамаили, прославляющие Аллаха, увлекся реалистической живописью. В его первых работах заметно влияние импрессионистов. Позднее, в середине 60-х, живопись Баки и особенно его графика станут более самобытными. Например, серия иллюстраций к произведению татарского поэта Габдуллы Тукая «Шурале» о сказачном персонаже, который живет в лесу и любит щекотать людей.
Кроме живописи, Урманче занимался скульптурой, писал стихи, увлекался музыкой, интересовался искусствоведением – был татарским Леонардо.
«Эта выставка – взгляд человека современного на очень сложную, многоплановую историю века двадцатого. И мы, конечно, каждый раз заново открываем для себя то, что известно, и открываем новые страницы в истории отечественного искусства. Мне кажется, в этом ключе наша выставка будет интересна самому разному кругу зрителей», – говорит директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева.
В искусстве Урманче стал выразителем своего времени. Он прожил почти 100 лет, из которых три года провел в Соловецком лагере особого назначения за то, что воспротивился указу от 1939 года о переходе всей Татарской АССР с арабской письменности на кириллицу. В конце жизни писал пейзажи и портреты любимых женщин. И, кажется, просто наслаждался самой возможностью писать то, что ему нравится.