22 мая 2012, 15:41 22 мая 2012, 16:41 22 мая 2012, 17:41 22 мая 2012, 18:41 22 мая 2012, 19:41 22 мая 2012, 20:41 22 мая 2012, 21:41 22 мая 2012, 22:41 22 мая 2012, 23:41 23 мая 2012, 00:41 23 мая 2012, 01:41

Холуйская лаковая миниатюра: традиции и современность

В Ивановской области бережно хранят традиции холуйской лаковой миниатюры. Этот промысел возник после революции, но его корни уходят в глубь веков. С давних времен в Холуе работали иконописные мастерские. Современные художники до сих пор используют краски, которые применяли старые мастера, но культивируют оригинальный стиль письма.

В Ивановской области бережно хранят традиции холуйской лаковой миниатюры. Этот промысел возник после революции, но его корни уходят в глубь веков. С давних времен в Холуе работали иконописные мастерские. Современные художники до сих пор используют краски, которые применяли старые мастера, но культивируют оригинальный стиль письма. О секретах холуйских мастеров  рассказывают «Новости культуры».

Уже почти восемьдесят лет в этом небольшом селении рождаются шкатулки, известные по всему миру. Но свою жизнь они начинают не здесь, а в городе Балахне Нижегородской области. Именно оттуда в холуйские мастерские поставляется картон особой марки, более чем на половину состоящий из хвойных пород дерева.

«Берем болванку и начинаем накручивать. Накручиваем вот таким образом. Вставляем и с усилием начинаем наворачивать», – показывает мастер производства Валерий Калмыков.

На протяжении двухсот лет неизменным остается не только подход к работе, но и используемые материалы. Клеем для картона служит мука, разведенная в кипятке, а чтобы шкатулка не уступала по прочности дубу, ее пропитывают льняным маслом. После того как шкатулки обретают свою будущую форму, их шлифуют и грунтуют. И именно для этого используется белая глина с берегов Тезы. Но уникально не только производство, полна самобытности и технология росписи самой шкатулки. Алена Романова занимается лаковой миниатюрой двадцать два года, она художник уже в третьем поколении. Такую шкатулку может расписать за день.

«Золото мы полируем зубом. Положено волчьим, но, так как у нас волков не так много, волчьих зубов тоже у нас нет. Поэтому идут в ход телячьи, кабаньи – всякие, какие есть под рукой. Также есть графья, ей мы наносим рисунок на коробку, невидимый для всех остальных», – поясняет Алена Романова.

На производство одной шкатулки уходит почти пять месяцев. Результат такой кропотливой работы – пятидесятилетняя гарантия качества. На завершающем этапе каждый рисунок по восемь раз покрывается лаком.

«Самое сложное и ответственное в этой работе – сохранить то, что художник нарисовал. Не испортить, не потерять цвет. Потому что с лаком все-таки сложно работать, под лаком цвет меняется, поэтому все нужно оставить именно в том виде, в котором художник написал», – обращает внимание лакировщик Мария Хрулева.

Своеобразна и художественная часть холуйской шкатулки – мягкие цвета пейзажей и реалистичные пропорции в изображении людей отличают ее от других миниатюр.

«Шкатулка с лаковой миниатюрной живописью родилась от иконописи, которая с XIII века была развита в нашем селе. В 1917 году было запрещено писать иконы, а художники и творческие люди, которые жили здесь, остались. Они хотели приложить творческие мысли и усилия именно в искусстве, и подошла именно шкатулка», – рассказывает представитель компании по производству лаковой миниатюры Владимир Чиркин.

Впрочем, интерес к иконам возвращается. Большее число заказов сейчас приходится именно на иконы, а также на роспись храмов. Всего же в арсенале холуйских мастеров более двух тысяч различных изделий.
 

 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация