21 мая 2012, 08:53 21 мая 2012, 09:53 21 мая 2012, 10:53 21 мая 2012, 11:53 21 мая 2012, 12:53 21 мая 2012, 13:53 21 мая 2012, 14:53 21 мая 2012, 15:53 21 мая 2012, 16:53 21 мая 2012, 17:53 21 мая 2012, 18:53

Выставка "Из XXI в XVII век. История и костюм" проходит в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике

Не так уж часто историческая достоверность и художественный уровень реквизита и костюмов кинофильма оказываются достойными отдельной музейной экспозиции. Именно таковыми были признаны пять десятков царских, боярских и священнических облачений, которые были изготовлены для съемок фильма Николая Досталя "Раскол".

Не так уж часто историческая достоверность и художественный уровень реквизита и костюмов кинофильма оказываются достойными отдельной музейной экспозиции. Именно таковыми были признаны пять десятков царских, боярских и священнических облачений, которые были изготовлены для съемок фильма Николая Досталя «Раскол». Вместе с подлинными предметами эпохи патриарха Никона они стали предметами выставки под названием «Из XXI в XVII век. История и костюм» в Кирилло-Белозерском музее заповеднике. В Международный день музеев, в атмосферу позднего русского средневековья снова окунулись члены съемочной группы. Рассказывают «Новости культуры».

Кирилло-Белозерский музей-заповедник – уникальный памятник истории и культуры древней Руси. Его история начинается в 1397 году, когда монах московского Симонова монастыря Кирилл выкопал здесь землянку и поставил деревянный крест. Через сто лет здесь уже был целый город.

В XV-XVII веках монастырь вел обширную торговлю, был одним из важнейших книжных центров. Служил он местом заточения светских и церковных лиц. В Кирилло-Белозерском и Ферапонтовом монастырях более десяти лет в ссылке провел и патриарх Никон. Фигура трагическая, чьи нововведения были приняты, но сам патриарх был низвергнут. Здесь, в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, почти два месяца режиссер Николай Досталь снимал сцены ссылки Никона.

«Главное, то, что мы снимали в местах подлинных, – говорит режиссер. – То есть там, где Никон сидел в ссылке. Без этого места, без Белозерского заповедника наша картина была намного беднее, мы здесь нашли столько сохранившегося, это все места связанные с ним, с Никоном».

На протяжении двадцати серий авторы сериала не давали оценок, предлагали зрителю задуматься над вопросом: Чья правда – правда? «Раскол» – один из самых исторически точных российских сериалов, в качестве консультантов выступали старообрядцы. Каждый образ был детально продуман, некоторые элементы костюмов изготовлялись более полугода.

«Это все среда обитания, и мы старались к этому очень тщательно относиться, чтобы была достоверность», – отмечает Николай Досталь.

Спустя два года после съемок сериала эти костюмы представлены в экспозиции Кирилло- Белозерского монастыря.

«Идея этой выставки возникла у нас давно, – рассказывает директор Кирилло- Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов. – Одни смотрят и вспоминают сцены из фильма, другие изучают историю костюма. То, что мы и хотели, через которую можно прочитать».

Евгения Досталь, художник по костюмам фильма «Раскол», приехав на открытие этой выставки, испытала ностальгические чувства.

«Я сейчас приехала сюда, к своим деткам, – говорит она. – Смотрю на них – такие они родные, и у каждого своя история».

При подготовке к съемкам художники столкнулись с тем, что «мода» того смутного времени наименее изучена. Тем интереснее был процесс сбора информации. На выставке представлен один из костюмов царицы Марии Ильиничны. Если его стоимость перевести на современные деньги, то получится в разы дороже, чем самое дорогое дизайнерское платье от самого модного кутюрье. Платье царицы шили из баснословно дорогих тканей, золотыми нитями, украшали огромным количеством драгоценных камней, пуговицами в виде оберегов – вот уж точно можно сказать: «по одежке встречали».

«Чем богаче были бояре, тем больше одежды они на себе носили, – рассказывает Евгения Досталь. – Женщины одевали до 10 платков: один большой, другой – меньше, чтобы получался такой своеобразный ярус, и чтобы они были все видны».

В этом зале, где хранится стул, на котором сидел Никон, представлены одеяния Патриарха. Никон любил роскошные облачения, иногда даже переодевался по несколько раз за время службы. А в этой мантии он обычно представал перед царем.

«Вот видите, эти ленты нашитые, они называются «источники», это символ того, что через него проходит Божественная сила, и он отдает его всем», – показывает Евгения Досталь.

Невероятная энергетика Кирилло-Белозерского монастыря, удивительной красоты костюмы героев «Раскола» делают эту экспозицию уникальной, атмосферной, и все посетители этой выставки становятся настоящими участниками волшебства – путешествия во времени из века XXI в XVII.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация