"Неопалимые" живописные шедевры Анатолия Зверева вернулись к жизни
Закончена работа по подготовке уникальной выставки «Зверев в огне». Ее название отсылает к трагедии, которую пришлось пережить живописному наследию Анатолия Зверева. Множество его работ хранилось в коллекции Георгия Костаки, а она в 1976 году сгорела. Долгое время полотна художника из этого собрания считались утраченными. Но скептиков и пессимистов ждет невероятный сюрприз, особо ценный в Международный день музеев. Картины уцелели, отреставрированы и будут представлены публике. Рассказывают «Новости культуры».
Наталья Костаки – наследница опаленной коллекции, хранительница неопалимых шедевров. «Вот, например, этот автопортрет. Он вообще как фаюмский для меня. Это портрет мамы, Зинаиды Семеновны Костаки. Это 1950-е годы, портрет кого-то из сестер», – показывает она.
Сама Наталья Костаки освоила искусство реставрации, чтобы сохранить то, что осталось ей от отца и многолетнего друга ее семьи – художника Анатолия Зверева.
Реставрация работ Анатолия Зверева – задача нелегкая. Художник спонтанный и анархичный, он холсты не грунтовал и не проклеивал. За отсутствием холста писал маслом на обычной бумаге, за отсутствием масла писал гуашью. Писал быстро и много.
«Как зверев работал? Он набрызгом накидывал цвет на бумагу. Он брызгал, и ты сразу видел, чей это портрет», – рассказывает Наталья Костаки.
Здесь есть и ее портрет в детстве, рядом – отец, родня. Сосны, церкви и автопортреты художника. Все эти работы считались утраченными, ведь Георгий Костаки хранил их на даче в Баковке, которая в 1976 году сгорела дотла.
«Много вещей пропало. Все было раскидано по снегу. Физически невозможно было отреставрировать», – вспоминает Наталья.
Работы Зверева спас отчасти тот факт, что было их много. Накопленные за 20 лет дружбы художника и коллекционера, они хранились пачками в папках.
«Они лежали как бы спрессованные, все лики были сохранены», – поясняет наследница коллекции.
Возвращение и реставрация этих листов и для знатоков творчества Зверева – настоящая новость.
«Мне казалось, я знаю его прекрасно. Оказалось, ничего не знаю», – признается галерист Полина Лобачевская.
Обнаружив у Натальи Костаки такие сокровища, Лобачевская решила сделать масштабную выставку в «Новом Манеже». Для этой выставки коллекция подверглась дополнительной и столь необходимой ей реставрации. Сейчас все 200 листов и холстов Анатолия Зверева из коллекции Костаки приведены в порядок и готовы к выставке.
Ценителям творчества Анатолия Зверева остается только дождаться 14 июня, когда выставка «Зверев в огне» будет открыта для широкой публики.