15 мая 2012, 09:28 15 мая 2012, 10:28 15 мая 2012, 11:28 15 мая 2012, 12:28 15 мая 2012, 13:28 15 мая 2012, 14:28 15 мая 2012, 15:28 15 мая 2012, 16:28 15 мая 2012, 17:28 15 мая 2012, 18:28 15 мая 2012, 19:28

Уникальное собрание серебра представлено в Омском музее имени Врубеля

В Золотой кладовой Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля обновилась постоянная экспозиция "Художественное серебро". Выставка была дополнена новыми произведениями, ранее находившимися в запасниках. Посетители увидят уникальные серебряные изделия V века до нашей эры, обнаруженные археологами в царских курганах Омского Прииртышья.

В Золотой кладовой Омского музея изобразительных искусств имени Врубеля обновилась постоянная экспозиция «Художественное серебро». Выставка была дополнена новыми произведениями, ранее находившимися в запасниках. Посетители увидят уникальные серебряные изделия V века до нашей эры, обнаруженные археологами в царских курганах Омского Прииртышья. А также узнают, как этот материал преображался в руках европейских и российских мастеров. Рассказывают «Новости культуры».

Металлические двери и особый климат-контроль. Вот обязательные условия нахождения раритетов в Золотой кладовой сибирского музея. Эти уникальные серебряные изделия были обнаруженные омскими археологами в 80-е годы прошлого века в так называемых «царских» курганах Омского Прииртышья.

«Такие вещи стали появляться после походов Александра Македонского и образования на большой территории, куда входила часть средней Азии: Афганистана, Ирана, Греко-Бактрийского царства, – рассказывает хранитель фонда декоративно-прикладного искусства Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля Игорь Глазов. – И как раз из мастерских бактрийских ювелиров выходили подобные вещи».

Специалисты датируют эти предметы V веком до нашей эры. Сохранность многих вызывает серьезные опасения. Катастрофическая нехватка в регионах специалистов-реставраторов, которые владеют техникой консервации археологического серебра - общероссийская проблема. В этом году на средства областного бюджета удалось отправить на реставрацию к екатеринбургским коллегам десять экспонатов.

«Это очень хрупкий материал, можно даже сказать, капризный материал, – считает главный хранитель Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля Анна Чернявская. – Оно настолько беззащитно, что на воздухе при окислении оно не только темнеет, но и превращается в пыль, в крошку. Поэтому серьезные усилия мы прикладываем к тому, чтобы сохранить эту коллекцию».

Уникальное «серебряное» собрание сибирского музея начал формировать его первый директор Федор Мелехин. Из национализированных коллекций Юсуповых, Шуваловых, Кочубей в 1925 году в Омск поступили аугсбургская чаша с клеймом мастера XVI века Якоба Шенауэра, модные табакерки, сканые серебряные комодик и кроватка. Это, так называемое «европейское», серебро – дело рук мастеров из Франции, Германии, Австрии и Голландии. В отличие от европейской знати, заказывающей серебро для украшения интерьера, русские аристократы были более практичны: подстаканники, рюмки, столовые приборы. Сейчас специалисты Омского музея пытаются определить владелицу этого серебряного ножа для разрезания бумаги. Он увенчан изображением женской головки, на язычке центральной части – надпись «Ольга». На обороте – клеймо знаменитой в начале ХХ века ювелирной фирмы Ивана Хлебникова. Владелец имел звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества» и вполне мог изготовить этот серебряный нож в подарок дочери великого князя Константина Николаевича – княжне Ольге.
 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация