24 апреля 2012, 18:40 24 апреля 2012, 19:40 24 апреля 2012, 20:40 24 апреля 2012, 21:40 24 апреля 2012, 22:40 24 апреля 2012, 23:40 25 апреля 2012, 00:40 25 апреля 2012, 01:40 25 апреля 2012, 02:40 25 апреля 2012, 03:40 25 апреля 2012, 04:40

Североосетинский фольклор зазвучал в первозданном виде

Песни, эпические сказания, инструментальные наигрыши, которые веками сопровождали быт и праздники северных осетин, снова звучат в первозданном виде. Идея восстановления древней музыкальной культуры объединила семерых молодых энтузиастов - участников ансамбля "Кьона".

Песни, эпические сказания, инструментальные наигрыши, которые веками сопровождали быт и праздники северных осетин, снова звучат в первозданном виде. Идея восстановления древней музыкальной культуры объединила семерых молодых энтузиастов. Участникам ансамбля «Кьона» приходится восстанавливать не только музыкальный материал, но и аутентичные инструменты. Рассказывают «Новости культуры».

Один из древнейших музыкальных инструментов Осетии – хъисын фандыр, или, как его еще называют, осетинская скрипка. Это уникальный двух-, а иногда и трехструнный инструмент. Чтобы его воссоздать, народный мастер Сослан Моураов много лет изучал старинные эскизы и рисунки.

«Восстановить-то можно, но трудно добиться, чтобы инструмент звучал», – говорит художник-реставратор Национального музея Северной Осетии Сослан Моураов.

Создание осетинской скрипки – труд долгий и кропотливый. Ее особенностью является материал, из которого делают резонатор. Это клен, ель или внутренние ткани ягненка. Резонатор чутко реагирует на изменение погоды, обычно перед дождем или снегопадом на его поверхности выступает влага. В древности по резонатору определяли погоду, а также искали людей, попавших под лавину: звук скрипки менялся в том месте, где под слоем снега находился человек.

Сегодня можно увидеть точную копию двенадцатиструнной арфы, которую нашли в сарматском могильнике. Ее оригинал хранится в музее Германии. В древности именно этот волшебный инструмент был украшением всех праздников. Сейчас же на нем играют только участники ансамбля «Къона».

Музыканты долго думали, как назвать свой ансамбль, и даже провели небольшой конкурс. В результате остановились на осетинском слове «Къона».

«"Къона" в переводе с осетинского языка означает – "очаг". На это место приводили невесту, где она давала клятву. Мы подумали, что это самое простое, но в тоже время глубокое название», – рассказывает участник ансамбля «Къона» Таймураз Берозов.

Ансамбль существует чуть больше года, и за это время в его репертуаре появилось около 30 восстановленных композиций.

«Если честно, это сюрприз для нас всех – фольклористов, этнографов – то, что нашлись люди, которые считают своим долгом восстановить музыку и смогли это сделать», – признается фольклорист Диана Сокаева.

«Къона» – единственный коллектив в республике, который исполняет осетинскую национальную музыку так, как пели и играли предки сотни лет назад. Но ребята надеются, что им удастся возродить интерес к самобытной культуре и восстановить еще не мало старинных сказаний и песнопений.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация