Художественные миры Вима Вендерса и Ай Вэйвэя на "Фотобиеннале-2012"
Каждого из них можно назвать «легендой». Режиссер Вим Вендерс – одна из культовых фигур нового немецкого независимого кино. Крупнейший художник современного Китая Ай Вэйвэй занимает первое место в списке ста самых влиятельных персон в арт-мире по версии авторитетного издания ArtReview. Для обоих фотография не основной род деятельности, но особый и, надо думать, жизненно важный способ миросозерцания. Насколько различны их миры – демонстрируют две выставки в программе «Фотобиеннале-2012». Экспозиция Вима Вендерса называется «Картины с поверхности Земли». Снимки Ай Вэйвэя – это фотохроника Нью-Йорка 1980-х. Рассказывают «Новости культуры».
Используя панорамные камеры, Вим Вендерс создает снимки большого формата. Каждая его фотография окутывает зрителя, поглощая его поле зрения.
«Атмосферность» и яркость – особенности как «авторских» фильмов знаменитого режиссера, так и его снимков. В фокусе Вендерса-фотографа – природные ландшафты и городские пейзажи, увиденные в Германии, Австралии, Америке, Японии.
«Даже если он показывает нам архитектуру, это всегда связано с дорогой, и как раз своими работами он уничтожает миф о том, что фотография – это остановленный момент. Фотография – это всегда возможность глядеть за горизонт, поместить себя внутрь работы и создать свое путешествие в воображаемое», – говорит директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.
Вим Вендерс не признает обработку изображения, предпочитает подолгу выверять каждый кадр. Цвет, композиция и форма должны быть идеальными уже в момент щелчка затвора фотоаппарата. Иное отношение к фотографии у Ай Вэйвэя. Все его снимки сделаны мимоходом и, что называется, «для себя». Молодой художник только что приехавший из Пекина в Нью-Йорк, осваивал пространство мегаполиса, не выходя за рамки Китайского квартала.
«Мы отбирали из 10 тысяч снимков! Руководствовались и художественной ценностью, и тем, кто на них изображен. Ведь 1980-е – это годы, когда китайцы смогли наконец выезжать за рубеж. И на этих фотографиях оказались те, кто сейчас играет очень важную роль в нашем искусстве», – отмечает куратор выставки Кристоф Мао.
Героями этих сценок из жизни сначала будут лишь свободные художники и уличные музыканты, но спустя какое-то время камера Вэйвэя зафиксирует беспорядки в Томпкинс-сквер-парке.
«Это прекрасное развитие проекта. Абсолютно концептуальный, где документальное и художественное соединяются друг с другом. И мы здесь видим и путь художника в Нью-Йорке, и сам Нью-Йорк», – добавляет Ольга Свиблова.
В итоге перед нами два разных портрета мира. У Ай Вэйвэя он шумный, многолюдный и стремительный, у Вима Вендерса – тихий, философский и созидательный. Это еще и портреты самих художников, ведь в каждом снимке передан их особый взгляд на мир.
Читайте также:
Две большие выставки на площадках Мультимедиа Арт Музея представляет «Фотобиеннале 2012»
На «Фотобиеннале-2012» - проект Mosgorod
Вим Вендерс не приедет на открытие своей фотовыставки в Москву
Новые проекты «Фотобиеннале 2012»
"Фотобиеннале-2012": сегодня открылось восемь новых экспозиций
Дороги Америки на «Фотобиеннале 2012»
На «Фотобиеннале» выставлены работы Александра Слюсарева, первого фотографа андеграунда
В рамках «Фотобиеннале» представлены работы Луиса Рамона Марина
Фотографии Криса Маркера представлены в рамках «Фотобиеннале 2012»
Работы участников «Фотобиеннале-2012» можно изучать как литературные тексты
«Фотобиеннале-2012» делает ставку на концептуальность
В Москве стартует фестиваль «Фотобиеннале 2012»
Выставка фотографа-легенды Уильяма Кляйна откроет "Фотобиеннале-2012"