19 апреля 2012, 18:36 19 апреля 2012, 19:36 19 апреля 2012, 20:36 19 апреля 2012, 21:36 19 апреля 2012, 22:36 19 апреля 2012, 23:36 20 апреля 2012, 00:36 20 апреля 2012, 01:36 20 апреля 2012, 02:36 20 апреля 2012, 03:36 20 апреля 2012, 04:36

В Совете Федерации обсуждали проблемы преподавания истории в школе

Нынешний год объявлен в нашей стране Годом российской истории. А потому особое внимание уделяется "урокам истории" как основному предмету, формирующему личность. Этой теме сегодня посвятили встречу в Совете Федерации, на которую пришли учителя, представители научного сообщества и культуры – те, кто заинтересован в решении проблем преподавания истории в курсе школьной программы.

Нынешний год объявлен в нашей стране Годом российской истории. А потому особое внимание уделяется «урокам истории» как основному предмету, формирующему личность. Этой теме сегодня посвятили встречу в Совете Федерации, на которую пришли учителя, представители научного сообщества и культуры – те, кто заинтересован в решении проблем преподавания истории в курсе школьной программы.  Рассказывают «Новости культуры».

На повестке дня – проблемы преподавания истории в школе. Одна из главных, считает председатель Совета Федерации, – слишком большое количество рекомендованных учебников – 150. Из них 103 одобрены Министерством образования.

«Вы лучше меня знаете, что какого бы сколь-нибудь крупного вопроса, знаменательной вехи отечественной истории мы сейчас ни коснулись, разные учебники трактуют его по-разному, вплоть до взаимоисключающих оценок», – говорит председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Учителя уже привыкли, что по-разному трактуются и революция 1917 года, и участие Советского Союза во Второй мировой войне. Но многие видят в этом потенциальную опасность.

«Я не против дискуссий, я за дискуссии, но я против того, чтобы эти дискуссии касались детей. Вот когда они вырастут, пусть дискутируют. Тем более, надо понимать, что для огромного числа людей история не нужна так, как нужна она для нас. Она нужна как некий бэкграунд, на который они могут опереться, и мы должны дать им, прежде всего, вот это правильное понимание», – убежден народный артист России, генеральный директор, председатель правления киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров

Учителя же, опираясь на собственный опыт, в многообразии учебной литературы видят и плюсы, и минусы. 

«Почему учебники нужны вариативные? Потому что в нашей стране чрезвычайно различные типы учебных заведений, весьма различен уровень подготовки и учащихся, и, что может быть более печально, учителей», – поясняет учитель истории гимназии № 1543 города Москвы, автор школьных учебников и пособий Леонид Кацва. 

«Они все монологичны. Они предполагают, что ученик прочитал и обсудил, пусть он обсудит, пусть подумает», – добавляет преподаватель истории гимназии № 1567 города Москвы, председатель Межрегиональной общественной организации «Объединение преподавателей истории» Тамара Эйдельман. 

Не обошлось и без обсуждения Единого государственного экзамена, которое вылилось в горячий спор.

«Я считаю, что все-таки ЕГЭ – это очень серьезная ошибка. И надо признать, наконец. Вот, я наблюдаю – ну, катастрофа, ну, безграмотные люди. Безграмотная молодежь вообще безграмотная», – подчеркивает Карен Шахназаров. 

«Можно рассуждать, хорош или плох ЕГЭ, но он хотя бы принят законом, и спорить с законом мы не будем», – замечает Леонид Кацва.

«Все равно какое-то тестирование, какие-то дополнительные инструменты будут вводиться, и это точно совершенно. Но в то же время творческое начало в нем надо развивать, надо развивать вопросы по выбору, как я уже говорил, какие-то вещи должны быть связаны с творческим подходом», – полагает директор Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета, доктор исторических наук, профессор Александр Безбородов. 

От ЕГЭ перешли еще к одной проблеме – системе преподавания, которая предполагает, что уже за девять лет ученики должны пройти весь курс изучения истории – и российской, и зарубежной – с древнейших времен и до наших дней.

«В чем главная беда этой системы? Не только в дефиците времени, а в том, что она требует форсирования изучения курса, когда не остается времени ни на какие упражнения», – рассказывает Леонид Кацва. 

Не только на упражнения, но и на непосредственное соприкосновение с историей – например, на посещение музеев. Их позицию на встрече озвучил директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин.

«Музеи, в том числе Исторический музей, не имеют права заниматься образовательной деятельностью. И мы занимаемся ей нелегально. Может быть, это звучит  как казус и как какая-то шутка очень плохая, но за этим стоит очень серьезная вещь – отношение вообще к музеям. Что это такое? Все больше и больше к музею относятся как к досуговому учреждению», – сетует он. 

Встреча за круглым столом получилась насыщенной – проблем обсудили много. Валентина Матвиенко пообещала, что Совет Федерации готов поддержать предложения учителей истории, направленные на усиление духовной составляющей в школьном образовании.
 

 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация