"Несвоевременный визит" на сцене Московского Художественного театра
Сегодня и завтра публику Московского Художественного театра ждет «Несвоевременный визит» Копи. Организатор встречи – режиссер Филипп Шемен. Это «не совсем полноценное сценическое действо» – есть продолжение уже ставшего заметным явлением столичной театральной жизни проекта МХТ «Французский театр. Впервые на русском». Среди первых зрителей его второго сезона была и съемочная группа «Новостей культуры».
Алена Хованская готовится предстать в образе Реджины Морти, больше напоминающей Кармен. Сама называет свою героиню королевой смерти. Роковых женщин на театральной сцене актриса еще не играла. Но в этом спектакле она дебютирует как вокалистка.
«Буду петь, я никогда не пела, – говорит Алена Хованская. – Ария Далилы из «Самсона и Далилы» Сен Санса, из «Травиаты», масса каких-то возникло ассоциативных кусочков».
На фоне облаков и ясного неба – больничная кровать умирающего знаменитого актера Сириля. Его навещают друг, журналист, певица. Кажется, приходят поздравить с днем рождения. На самом деле, у каждого из «несвоевременных» визитеров – своя цель.
При жестком тексте в спектакле немало юмора. На фоне всеобщего сумасшествия разыгрывается одновременно и комедия и трагедия. Именно это привлекло внимание режиссера.
«Когда читаешь пьесу в первый раз – возникает ощущение какого-то бреда, потому что текст очень трэшовый, – говорит Филипп Шемен. – Но из всех этих ситуаций выясняется, что речь идет о настоящей драме, трагедии человека. И мне показалось, что эту пьесу будет очень интересно попробовать на русских актерах, попытаться сделать вот эту двоякость, то есть постоянные переключения от комических ситуаций в очень глубокий трагизм».
Это последняя пьеса Копи – отчасти автобиографическая. Умирая, актер и драматург, возможно, так представлял свои последние дни.
«Мне кажется, здесь главное – то, что человек прощается с жизнью и подводит черту – смотрит, какие люди его окружают, как эти люди начинают представать немного в другом свете», – говорит актер Олег Мазуров.
Как и в прошлогодней постановке «Башне Дефанс», и в этой не обошлись без Чехова, которого любил французский драматург. Актеры читают отрывки из «Вишневого сада». Всего за десять репетиций им удалось сделать не просто эскиз, вполне готовый спектакль.