20 августа 2012, 18:51 20 августа 2012, 19:51 20 августа 2012, 20:51 20 августа 2012, 21:51 20 августа 2012, 22:51 20 августа 2012, 23:51 21 августа 2012, 00:51 21 августа 2012, 01:51 21 августа 2012, 02:51 21 августа 2012, 03:51 21 августа 2012, 04:51

История цивилизаций, запечатленная в камне

Драгоценный полудрагоценный мир в миниатюре. В Музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась выставка резных камней.

Аметисты и топазы, агаты и сардониксы в XVIII веке ценились дороже золота и бриллиантов. Конечно, при условии, что это не просто минералы, а геммы – камни, украшенные резьбой. Среди ценителей «живописи в камне» – Александр Македонский и Наполеон Бонапарт, Екатерина Великая и Коко Шанель. Искусством глиптики – резьбы по камню – владели еще мастера Месопотамии и Древнего Египта. История цивилизаций, запечатленная в камне, представлена на выставке в Музее изобразительных искусств имени Пушкина. Рассказывают «Новости культуры».

Без лупы не рассмотреть. Резные камни – инталии, камеи, цилиндрические печати – в древнем мире служили заменой личной подписи, украшением, амулетом. Их ценили, передавали по наследству, коллекционировали. Искусство превращения полудрагоценного камня в гемму называется глиптика. Инталия – углубленный рельеф, камея – выпуклый. Резной камень обрамлялся в кольцо с подвижной дужкой или носился на шее. Использовался как печать. Отпечатки старинных гемм можно найти на осколках кувшинов. В новое время с гемм делали слепки, из слепков составляли дактилиотеки – каталоги гемм. Отдельные резные камни вошли в историю. Коллекцию гемм царя Митридата после захвата его дворца в Керчи описывали целый месяц. Не без резного камня и легенда о Перстне Поликрата.

Коллекция гемм Пушкинского музея – около двухсот камей и инталий – выставляется впервые. Самые древние камни в ней резаны четыре тысячи лет назад в Передней Азии. На цилиндрических печатях – сцены из эпоса о Гильгамеше, египтяне и нубийцы, аудиенция жреца у богиня Иштар.

Чтобы рассмотреть древности, сняли фильм и построили небольшую пирамиду – в ней парят увеличенные трехмерные изображения резных цилиндров.

Сюжеты гемм обычно аллегоричны. Вырезанный на халцедоне в IV веке до нашей эры лев должен был придать силы своему владельцу.

На геммах изображали животных и насекомых, богов-покровителей, Гомера и Сократа, исторические и мифологические сцены. Вот Александр Македонский прячет в ларец «Илиаду» Гомера, израильтяне воюют с амалекитянами. Немалая часть коллекции добыта в музейных археологических раскопках городов и некрополей Причерноморья. Амур и Психея – из некрополя Тирамбы. I век до нашей эры, у Амура почему-то хвост. Специально для выставки Пушкинский музей отдельные геммы отдал на анализ сотрудникам старейшего минерологического собрания России – в исследовательский отдел Музея имени Вернадского.

Сотрудники Музея Вернадского выяснили, как выглядит материал, который называется в музейной практике никколо-оникс в породе, и определили, что это двуцветный агат с тонкими прожилками, добытый на территории Баварии, в месторождении Идароберштам. Если резать на таком гемму, то изображение будет темнее фона. Также они определили, что многообразные голубо-синие инталии античного мира сделаны все из лазурита. А единственный источник лазурита до 15 века находился в Афганистане – месторождение Бадахштан. Сегодня геологам доступны новые способы анализа резных камней, и коллекции гемм обещают им много открытий.

 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация