13 августа 2012, 18:35 13 августа 2012, 19:35 13 августа 2012, 20:35 13 августа 2012, 21:35 13 августа 2012, 22:35 13 августа 2012, 23:35 14 августа 2012, 00:35 14 августа 2012, 01:35 14 августа 2012, 02:35 14 августа 2012, 03:35 14 августа 2012, 04:35

Министерству современного искусства – 20 лет

Его история начиналась 20 лет назад с маленького офиса и не вполне ясных перспектив. Юбилей отмечает Государственный центр современного искусства.

По мнению Ролана Барта, язык искусства необходим только при описании прекрасного, не изъяснимого никаким иным образом. Сохраняет ли актуальность это утверждение сегодня, если речь идет о контемпорари арт – актуальном искусстве? Этим вопросом задались 20 лет назад, в августе 1992 года в Министерстве Культуры был подписан приказ об учреждении Государственного центра современного искусства. Пришло время подвести некоторые итоги и поделиться планами на будущее – в столице прошел круглый стол под названием «Центр современного искусства: история и эволюция». Рассказывают «Новости культуры».

Здание из красного кирпича на Зоологической улице знают все художники. Государственный центр современного искусства. Это не просто учреждение культуры, наподобие Союза художников. Это своеобразное министерство современного искусства. Такой специальной организации, которая бы занималась поддержкой актуальных направлений, нет ни у кинематографистов, ни у музыкантов, ни у театральных работников, хотя все они находятся под опекой государства. Сегодня ГЦСИ – это не только стены и коллекция произведений искусства, это еще и премия, несколько фестивалей, биеннале современного искусства в Екатеринбурге, образовательные программы, сеть филиалов по всей стране. А начиналось все очень скромно, вспоминает директор ГЦСИ Михаил Миндлин, в августе 1992 года, с маленького офиса и не вполне ясных перспектив.

«Тогда речь шла о закрытии федеральных учреждений культуры, и было не до развития современного искусства в России. Все эти годы нам приходилось пробиваться сквозь тернии к звездам. К звездам мы еще не пробились, но обязательно пробьемся», – говорит Михаил Миндлин.

Главный итог деятельности Государственного центра современного искусства – это само современное искусство. За прошедшие 20 лет выросло целое поколение, которому сейчас как раз по 20 лет. Оно активно, участвует в международных биеннале, получает образование за границей. В России на современных художников пока не учат. Это особая специальность, где ценится талант придумывать, организовывать, продвигать. Здесь приемы маркетинга и пиара играют ту же роль, которая раньше отводилась игре света и тени на холстах старых мастеров. Ученики превзошли учителей. Слава иных шагает по планете, и это уже проблема для всего общества. Об актуальном искусстве, которое часто хулигантством-то не назовешь, также было сказано на юбилейной пресс-конференции.

«Мы полностью отдаем себе отчет, что несем за это ответственность. И общественные институции призваны контролировать нашу ответственность. Наша деятельность публична. Если есть конкретные вопросы, я готов отвечать. Я неоднократно отвечал и на коллегии Минкультуры, и в московских судах, готов отвечать и дальше», – признается художественный руководитель ГЦСИ Леонид Бажанов.

Говоря о проблемах, сотрудники Центра отметили, что по-прежнему главной из них является пополняемость коллекций, и не только ГЦСИ, но и всех российских музеев.

«Недавно на встрече президента с музейным сообществом было озвучено министром, что средства, выделяемые на закупку произведений визуального, изобразительного искусства на всю Россию, – от 6 до 8 миллионов рублей в год. Что на это можно покупать?» – задается вопросом Михаил Миндлин. 

От подарков художников в ГЦСИ и других музеях, видимо, откажутся еще не скоро. Главным же подарком, надеются в Центре современного искусства, станет строительство нового здания для центра на Бауманской улице.

 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация