3 августа 2012, 10:40 3 августа 2012, 11:40 3 августа 2012, 12:40 3 августа 2012, 13:40 3 августа 2012, 14:40 3 августа 2012, 15:40 3 августа 2012, 16:40 3 августа 2012, 17:40 3 августа 2012, 18:40 3 августа 2012, 19:40 3 августа 2012, 20:40

Экспозиция работ Михаила Шварцмана

Он слыл отшельником и избегал демонстрации своих полотен – убежденный, что понять их язык способны единицы. Однако еще при жизни Михаила Шварцмана его творчество было признано уникальным феноменом отечественного неофициального искусства. В 75-м мастер открыл свою Школу. Выставка в Государственном Центре современного искусства помогает проследить эволюцию идей художника и философа в работах его учеников.

Он слыл отшельником и избегал демонстрации своих полотен – убежденный, что понять их язык способны единицы. Однако еще при жизни Михаила Шварцмана его творчество было признано уникальным феноменом отечественного неофициального искусства. В 75-м мастер открыл свою Школу. Выставка в Государственном Центре современного искусства помогает проследить эволюцию идей художника и философа в работах его учеников. Рассказывают «Новости культуры».

Михаил Шварцман не называл себя художником, а свои работы картинами. У мастера был особый «невербальный язык третьего тысячелетия», с четко выверенными терминами и определениями, о которых он упоминал в своих записных книжках. Его произведения – это «иературы», а сама концепция носит название «иератизм» - от древнегреческого - «священный, знаковый».

«Он только знал, что это будет аккумулировать множество идей в будущем, он даже считал, что то, что он создает, он создает как бы для будущего, потому что он считал, что открытый им знак иератический аккумулирует множество идей и в архитектуре, и в дизайне, в чем угодно», - говорит художник Дмитрий Горохов.

Главные действующие лица нынешней выставки – ученики Михаила Шварцмана. У мастера было сразу две школы, куда он набирал слушателей по принципу, известному только ему. Но, главным качеством, было «горение». «Если "горит", - говорил Шварцман, - значит, годится для иератической работы. Тогда первое занятие в школе-мастерской для многих учеников стало необычным и запомнилось надолго».

«А он натюрморт нам поставил из каких-то разбитых табуреток, навалил туда хлам, утварь какую-то чуть ли не с помоек собрал, посадил нас за мольбертик, дал по листу бумаги и сказал: "Нарисуйте эту фантазию, но представьте, что это какой-то нереальный город"», - вспоминает художник Никита Медведев.

Встречи художников проходили практически ежедневно, в небольшом полуподвальном помещении. Ученики могли наблюдать за удивительно сложным творческим процессом. Михаил Шварцман иногда создавал иературы по несколько лет, постоянно возвращаясь и безжалостно переделывая, преобразовывая.

«Восхищала его техника письма, это темпера казеиновая, которая позволяла мыть, резать что угодно, вот эта темпера исчезла в 93-м году, Шварцман последний холст свой написал, и исчезла темпера из производства», - отмечает художник Дмитрий Горохов.

В экспозиции - работы каждого ученика Шварцмана именно того периода, когда все ежедневно собирались в его школе графического дизайна в Бюро легкой промышленности или в иератической школе живописи. Сегодня ученики вспоминают, как складывался их творческий путь после выхода из мастерской.

У этой выставки ностальгическое настроение. Вместе с приятными воспоминаниями ученики великого авангардиста приглашают зрителей самим погрузиться в творческий мир школы Михаила Шварцмана.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация