12 сентября 2012, 18:51 12 сентября 2012, 19:51 12 сентября 2012, 20:51 12 сентября 2012, 21:51 12 сентября 2012, 22:51 12 сентября 2012, 23:51 13 сентября 2012, 00:51 13 сентября 2012, 01:51 13 сентября 2012, 02:51 13 сентября 2012, 03:51 13 сентября 2012, 04:51

Норвегия готовится к 150-летию со дня рождения Эдварда Мунка

Не понятый в XIX веке, Эдвард Мунк – автор знаменитого "Крика" – стал национальным брэндом в веке ХХ. И сейчас к 150-летнему юбилею художника в Норвегии готовятся заранее и с размахом.

В 2013 году исполнится 150 лет со дня рождения Эдварда Мунка – художника, которого принято считать одним из основоположенников экспрессионизма. К празднованию круглой даты в Норвегии, на родине Мунка, начали готовиться заблаговременно. Уже запланированы масштабные выставки работ мастера в Париже, Токио и – самая большая за всю историю – в Осло. О, том как намерены проводить праздничные мероприятия в столице Норвегии и окрестностях Осло, рассказывают «Новостей культуры»

Искусство Эдварда Мунка для норвежцев сегодня – такой же бренд, как музыка Грига, пьесы Ибсена или природные фьорды. При жизни художник много раз был отвергнут, принят и снова отвергнут на родине и в мире. Мунк писал, как жил. Ярко, болезненно, пронзительно. В своеобразной экспрессивной манере выплескивал на холст самые деликатные, интимные состояния души. Во второй половине ХХ века его искусство стало настоящей мировой классикой и гордостью Норвегии. Ему воздают то, что не случилось при жизни. Музей Мунка в Осло пользуется огромной популярностью, а иметь в доме репродукции его картин для норвежцев – признак хорошего тона. И это при том, что живопись Мунка сложно назвать гармоничной – скорее, тревожной.

«Мунка, может, и не назовешь интеллектуалом в современном смысле. Но он был очень просвещен в вопросах науки, литературы и так далее. У него было очень человечное сердце. Он всегда надеялся, что его картины помогут другим понять смысл жизни и свои чувства. Любовь, ревность, привязанность, расставание – все то, что так тяжело давалось в жизни ему самому», – говорит куратор Музея Мунка Петра Петтерсен (Осло).

В Осло любой экскурсовод покажет все многочисленные адреса, по которым когда-то жил Мунк. Кафе, где любил бывать, и кладбище, где на скромной могиле кто-то, вопреки порядку, написал от руки по-норвежски: «Нет слов, чтобы высказать восхищение». Но настоящий дух Мунка, конечно, среди его картин. Музей Мунка оформлен узором, взятым с полотен художника. В год здесь бывает более 130 тысяч посетителей. Готовясь к юбилею, сотрудники музея выпустили в свет книгу – результат долгой и кропотливой работы. В ней собрано более 15 тысяч документов – письма, записи и стихи.

«Мунк-художник – это национальное достояние Норвегии. Однако мало кто знает, что он был еще и тонким поэтом. Свои живописные работы дополнял белыми стихотворными строками. В новой книге мы перевели его поэзию на английский. Постепенно переведем и на другие языки», – замечает директор Музея Мунка Стэйн Улав Хенриксен (Осло).

У Мунка была мятущаяся душа. Он не единожды лечился в психиатрической клинике. Из его дружбы с доктором Линде родилось столь модное сегодня течение – арт-терапия. Однако есть в Норвегии место, где Мунк чувствовал себя всегда хорошо и писал только светлые картины.

«Гулять по Осгорстранду – это как будто гулять среди моих картин. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгорстранде», – говорил Мунк и действительно приезжал сюда больше 20 лет каждое лето. 

Аделита Мария Хеукелидсетер увлеклась творчеством Мунка случайно, влюбившись в его картины. Теперь она главный специалист по загородной жизни художника. Здесь все еще можно отыскать натуру Мунка. Например, «Девушки на мосту», авторская копия которых есть в Пушкинском музее в Москве. Кажется, Остгордстранд не сильно изменился. Только вот туристов сюда с каждым годом приезжает все больше, авокруг имени художника складывается настоящая мифология.

«Вот это Тулла Ларсен. У них с Мунком был бурный роман, потом такое же расставание. Все закончилось трагедией. Мунк отстрелил себе палец. А два года назад сюда пришла женщина и рассказала, что в ее семье хранится счет, который свидетельствует, что Мунк заказал у ее деда серебряный палец – протез вместо того, который он отстрелил», – рассказывает сотрудник дома-музея Мунка Аделита Мария Хеукелидсетер (Осгорстранд) . 

В Осло любопытных историй про Мунка еще больше. Свэйн Оге Шлеттетвэйт – менеджер шикарного Гранд Кафе на улице Карла Йохана – показывает посетителям картину Пера Крога, изображающую завсегдатаев заведения рубежа XIX – XX веков. Знание подобных исторических реалий – одно из условий приема на работу в кафе. Среди известных норвежцев туристам обычно знакомы два имени: Генрих Ибсен – для него здесь до сих пор держат именной столик, и Эдвард Мунк.

«Когда Мунк еще только начинал как художник, он любил бывать в этом кафе, где собиралась местная богема. Платить за еду ему было не по карману, и тогда он продал официанту одну из своих картин. Продал за 40 обедов – бифштекс, рюмка водки и бокал пива. Он, кстати, не раз так делал, пока не стал знаменит и богат», – заверяет менеджер кафе Свейн Оге Шлеттетвейт.

Подготовка к юбилею Мунка идет по-норвежски размеренно. Выходят книги, готовятся выставки. Разве только в музее художника категорически не хватает экспозиционного пространства, чтобы показать все наследие мастера. Но власти уже решили строить новый музей – в обществе идет дискуссия, где ему лучше быть. Впрочем, в предъюбилейной бочке меда есть ложка дегтя. На шоколадной фабрике Осло зал бывшей рабочей столовой, украшенный 12 жанровыми полотнами художника, вскоре может стать недоступен для посетителей. Сейчас он был выставлен на продажу.

 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация