11 сентября 2012, 10:34 11 сентября 2012, 11:34 11 сентября 2012, 12:34 11 сентября 2012, 13:34 11 сентября 2012, 14:34 11 сентября 2012, 15:34 11 сентября 2012, 16:34 11 сентября 2012, 17:34 11 сентября 2012, 18:34 11 сентября 2012, 19:34 11 сентября 2012, 20:34

Панораме "Бородинская битва" исполняется 100 лет

Картине-панораме "Бородинская битва", созданной известным художником-баталистом Францем Рубо, сегодня исполняется 100 лет.

Картине-панораме "Бородинская битва", созданной известным художником-баталистом Францем Рубо, сегодня исполняется 100 лет.

Картина была заказана художнику к столетней годовщине Отечественной войны 1812 года. К этой дате в 1912 году было приурочено множество торжественных мероприятий, среди которых отдельным пунктом стояло открытие панорамы, над которой Рубо работал в течение двух лет. 11 сентября 1912 года в Москве в специально построенном деревянном павильоне у Покровских ворот состоялось торжественное открытие панорамы, на котором присутствовал император Николай Второй.

В основу сюжета картины взят один из напряженнейших моментов сражения - когда ободренные захватом Багратионовых флешей французы пытались развить успех, атакуя сразу два укрепленных пункта русских позиций - деревню Семеновская и Курганную батарею. Линия соприкосновения враждующих армий в этот момент проходила по Семеновскому ручью, на восточном берегу которого сосредоточились русские войска после оставления флешей. Командовал ими после ранения Багратиона генерал Дмитрий Дохтуров. Изображенные на полотне русские войска активно обороняются, вступив в жестокий рукопашный бой с французами.

Как известно из истории, русской армии удалось тогда отбить этот натиск противника. На панораме не видно, но именно в это время кавалерия генерала Уварова и казаки генерала Платова разворачивались для рейда на левый фланг французов, рейда, который на два часа остановил атакующий порыв их и позволил русскому командованию подтянуть резервы и устроить армию для дальнейшего отпора.
Панорама, созданная Францем Рубо, позволяет зрителю заглянуть в самое сердце этого драматичного противостояния двух армий. Живописное полотно длиной 115 метров и высотой 15 метров совмещается с объемными макетами предметного плана, а звуковые эффекты, которые демонстрируются в музее, где экспонируется картина, придают даже ощущение реальности изображаемых событий. Специальное освещение усиливает впечатление перспективы.

Первая панорама была закрыта 26 декабря 1917 года, а в 1918-м и вовсе демонтирована. Лишь к 150-летию Отечественной войны, в 1962 году началась ее новая жизнь. На Кутузовском проспекте специально было построено здание, в котором разместился новый музей-панорама "Бородинская битва".

К тому времени картину пришлось буквально восстанавливать: из-за хранения в сырых условиях верхний край панорамы был безвозвратно утерян.

Но и после открытия полотно преследовали несчастья: в ночь на 27 июня 1967 года в здании музея произошло возгорание, в огне погибло две трети картины. Восстанавливали ее по цветным фотографиям, незадолго до этого снятым немецким туристом.

Франц Рубо имеет французские корни, но родился он в Одессе, в семье французского коммерсанта, обосновавшегося в России. Учился в Одесской рисовальной школе, затем - в мюнхенской Академии художеств.

Панораму "Бородинская битва" художник создавал с такой же тщательностью и вниманием к историческим деталям, которые характеризуют все его творчество. Он выезжает на Бородинское поле, где тщательно изучает позиции сторон, буквально шагами измеряя их, осматривает сохранившиеся укрепления, беседует с местными жителями, пишет этюды. Саму картину он пишет в Мюнхене, причем в очень короткий срок: за 11 месяцев. При этом Рубо настолько увлечен был работой, что готов был продать свой дом, лишь бы иметь деньги для ее окончания.

С 1913 года Франц Рубо жил в Германии, где продолжал писать картины, по его собственным словам "исключительно из русского быта и русской боевой жизни, по всем этим признакам меня следует считать русским художником".
 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация