В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка, посвященная 200-летию Бородинской битвы. Центральная идея экспозиции – представить собирательный образ русской иконы, вдохновлявшей русские войска на победу над наполеоновской армией. Многие экспонаты выставляются впервые. С уникальной коллекций познакомились «Новости культуры».
Уже после окончания Отечественной войны Александр Первый издал указ Святейшему Синоду от 25 декабря. Это день, когда наполеоновскую армию изгнали за пределы России. С тех пор каждый год 25 декабря до 1917 года праздновали победу над Наполеоном.
В небольшом зале представлены иконы, связанные с эпохой двух императоров: Павла Первого и Александра Первого. Можно увидеть точный список с иконы, которой летом 1812 года император Александр благословлял народное ополчение. Другая написана уже после войны – о явлении образов Богородицы и Сергия Радонежского над горящей Москвой, когда в столице уже хозяйничали французы. Собрать настолько богатую коллекцию было непросто.
«Нам пришлось обратиться к некоторым музеям и некоторым частным коллекционерам, которые с готовностью откликнулись. Я бы сказал, что этот момент некоего собирательного начала и отзывчивости очень важен», – говорит директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева Геннадий Попов.
Во время подготовки к выставке было сделано настоящее открытие – обнаружили икону, работу Боровиковского «Святая царица Александра и первомученник архидиакон Стефан», которая до сегодняшнего дня считалась утраченной.
«В годы Великой Отечественной войны, хотя эта икона была известна и опубликована в довоенных изданиях в черно-белом варианте, с того времени она находилась в ризнице Данилова монастыря в Москве», – поясняет куратор выставки Надежда Герасименко.
Боевые полки чаще всего выступали в поход именно с образом Богородицы. Были распространены и старообрядческие иконы – чаще всего на задворках империи. Одни иконы изготовлялись для официальных церковных церемоний, другие – для личных собраний. Любой дворянин мог заказать икону на свой вкус.
«Очень часто в храмах усадебных были иконы, созданные под влиянием барокко, под влиянием классицизма, конец XVIII – начало XIX века», – продолжает Надежда Герасименко.
Печатные издания – тоже часть выставки. Походные карты театра военных действий возили с собой офицеры наполеоновской армии. А в Москве перед самым началом Отечественной войны вышло «Слово» – издание проповедей митрополита Московского Платона, которые на службах слушали будущие герои Бородина. Всего на выставке представлено около полутора сотен экспонатов, часть которых до этого момента была неизвестна даже специалистам.