Подержаться на удачу: по следам московских суеверий
Как привлечь удачу, счастье, исполнить желание? На этот счет существует огромное количество поверий. Одно из древнейших - обнять самый большой дуб в роще, который отдаст часть своей силы. Неизвестно, с какого времени люди стали приписывать сверхъестественные способности городским памятникам. Но такие «помощники» есть во многих городах мира. Московские «талисманы удачи» испытывала съемочная группа «Новостей культуры».
Словно стихийный перформанс, каждый день с утра и до самого вечера. И стар, и млад миллиметр за миллиметром зачем-то ощупывают эти стены. Грот в Александровском саду сооружен в 1841 как напоминание о войне 1812 года. Он сложен из обломков зданий, разрушенных армией Наполеона. Теперь здесь – армия туристов. Путано, но объясняют, зачем так усердно расковыривают исторические стены: «Человек должен найти монетку. Я возьму эту монетку себе на память, а свою положу на то место, чтоб нашли мою монетку, чтоб мое желание сбылось».
Неподалеку – золотая рыбка. Ее, даже рискуя промокнуть или сломать ногу, обязательно нужно потереть. Говорят – на счастье. «На ушко пошептать! – Откуда узнали об этой традиции? – сами придумали!» Таких придуманных традиций в Москве сейчас хоть отбавляй.
Если идешь по Цветному бульвару, обязательно прикоснись к фигуре Никулина. Почему-то именно к носу. Оказался на Патриарших прудах – значит, погладь персонажей басен Крылова. Неважно – лисицу, осла или мартышку..
Особый ритуал у студентов Консерватории: чтобы удачно сдать экзамены, нужно взобраться на Чайковского, а уж если удастся отломать ноты, что украшают ограду, тогда точно станешь великим музыкантом.
Больше остальных от постоянных контактов страдают собаки на станции метро «Площадь революции». Их еще в 1938 году усиленно полировать начали студенты Бауманки. Теперь же трут и те, кто все свои сессии уже давно сдал.
Народный художник России скульптор Михаил Переяславец сокрушается: «Это колоссальный вред, потому что пропадает форма. Скульптура – это же ведь форма хорошая».
Высокий постамент, тяжелая литая бронза – так Михаил Переяславец уже давно оберегает свои памятники от желающих потрогать и прихватить с собой. Игорь Бурганов, напротив, уверен: скульптуры в городской среде для того и созданы, чтобы люди были с ними в постоянном контакте: «То, что люди к ним прикасаются, это просто дает им какую-то энергетику».
Даже для оптимиста Бурганова прогулка по Арбату все равно превращается в своего рода мониторинг. Вот их совместная с отцом работа – памятник Пушкину и Гончаровой. Зарос так, что и лиц не разглядеть. Вот знаменитая Турандот. Оторваны фонарики, свернут венок над головой. Но это еще что! В 2001 принцессу чуть было не превратили в Венеру Милосскую – отпилили руку.
«Забрались на скульптуру и, наверно, ножовкой или еще чем-то, - рассказывает скульптор. – Это бронзовая скульптура, ее просто так не отломаешь, эту руку».
Александр Бурганов теперь только на фотографиях показывает, каким был его Гагарин. В 1986 создал скульптуру для выставки в Ванкувере. 15-метровый, трехтонный, с фирменной улыбкой, этого Гагарина хотели установить на ВДНХ по соседству с «Рабочим и колхозницей». В 1991 скульптура уже была на территории комплекса, ждала установки.
«А потом вдруг выяснилось, что ее нет, – говорит Александр Бурганов. – Когда мы пришли, увидели пустое место. Действительно, какие-то остатки железных каркасов валяются, потому что всю обшивку, всю скульптуры разрезали, разорвали».
Гагарина тогда так и не нашли. Как не найдут до сих пор шпагу Сервантеса. Так и стоит создатель «Дон Кихота», опираясь лишь на эфес. А вот «разлетевшихся» с Новодевичьего пруда бронзовых уток – подарок Барбары Буш – все-таки отыскали. И даже приставили к ним охрану. Охраняют теперь и памятник Пушкину, после того, как пару лет назад украли 7 венков и 9 цепей с ограды. На их воссоздание тогда потратили 7 миллионов.
Об охране Софьиной башни Новодевичьего монастыря координаторы «Архнадзора» пока только мечтают: люди оставляет на исторических стенах послания. Самая безосновательная и разрушительная московская традиция, уверены москвоведы. Ведь исполнить свои желания люди просят царевну Софью.
Роман Цеханский, архитектор, член координационного совета «Архнадзора», удивляется: «Конечно, Софья не была святая. В башне она никогда не жила. Она жила в специальных помещениях – палатах, которые находились близко от башни».
Скульптурам в столице, уверяют специалисты, и так живется не просто: кислотные дожди, которые их разъедают, пыль с проспектов и магистралей, наконец, голуби. Хотя бы жители города и туристы должны понимать, что не все памятники были воздвигнуты для того, чтобы исполнять чужие желания. К тому же, есть много других способов стать богатыми и счастливыми.