11 июля 2012, 09:28 11 июля 2012, 10:28 11 июля 2012, 11:28 11 июля 2012, 12:28 11 июля 2012, 13:28 11 июля 2012, 14:28 11 июля 2012, 15:28 11 июля 2012, 16:28 11 июля 2012, 17:28 11 июля 2012, 18:28 11 июля 2012, 19:28

К столетию со дня рождения Дмитрия Бальтерманца

Специалисты, изучающие наследие классика советской фотографии Дмитрия Бальтерманца, утверждают, что мастер мог срежиссировать даже погоду на своих снимках. Создание идеальной хроники страны Советов - один из лучших фотохудожников эпохи понимал не как госзаказ, а именно как высокохудожественную задачу. А тот, кто умеет сконструировать безупречный миф, лучше других знает способы его разоблачения.

Специалисты, изучающие наследие классика советской фотографии Дмитрия Бальтерманца, утверждают, что мастер мог срежиссировать даже погоду на своих снимках. Создание идеальной хроники страны Советов - один из лучших фотохудожников эпохи понимал не как госзаказ, а именно как высокохудожественную задачу. А тот, кто умеет сконструировать безупречный миф, лучше других знает способы его разоблачения. Столетию со дня рождения Дмитрия Бальтерманца посвящена выставка в Мультимедиа Арт Музее. Рассказывают «Новости культуры».  

Работы Дмитрия Бальтерманца – это полувековая история страны в фотографиях. В 39 году он - выпускник механико-математического факультета МГУ, рискнул и стал фотокорреспондентом газеты «Известия». Когда началась война, Бальтерманц ушел на фронт – снимал Оборону Москвы, Битву под Сталинградом, военные действия в Крыму, взятие Берлина. Неустанно работал не только днем, но и в темное время суток. Многие фотографии на ретроспективной выставке представлены впервые. В них - подвиг солдат, смерть, горе, тяготы войны.

«Мы постарались показать и те работы, которые стали символом XX века, достаточно посмотреть на «Горе» Бальтерманца, ту работу, которая была сделана в самом начале войны, в самые тяжелые годы, которая была напечатана только в 61 году, во время хрущевской оттепели», - отметила Ольга Свиблова.

Съемка политиков – отдельная глава в творчестве Бальтерманца. Он фотографировал генеральных секретарей, в архиве сохранилось множество «непротокольных» снимков. Мастер фоторепортажа всегда старался смотреть на вождей глазами свободного человека.

«Сколько людей снимало генеральных секретарей, это то, что называется сегодня президентский пул, вот все снимают, а в истории остается один кадр и Никита Сергеевич с кукурузой – это кадр, который забыть нельзя», - уверена Ольга Свиблова.

После войны Бальтерманца приняли в журнал «Огонек» - в те годы, самое крупное советское иллюстрированное издание, где он вскоре возглавил фотоотдел.

«Надо сказать, что журнал «Огонек» был тогда единственным иллюстрированным журналом, и уже в сороковые годы в нем стали печататься цветные фотографии, что было совершенно необычно для остальной прессы, - отмечает дочь Бальтерманца Татьяна Бальтерманц. – Выписывали, вероятно, не для того, чтобы что-то прочитать, потому что цветные фотографии были чрезвычайно привлекательны, многие эти фотографии, картинки вырывали из журналов, вешали на стенку, я сама лично видела, висели обложки и, в том числе, Бальтерманца. Просто украшали».

Дмитрию Бальтерманцу удивительно легко удавались и постановочные и репортажные съемки. Портреты детей и взрослых, индустриальные пейзажи. Его творческие поиски рождали целые серии работ - «автомобильный завод в Тольятти», «где должен быть Маяковский». Многие зрители специально пришли посмотреть и поностальгировать у советских фотографий из серии «Арбатская площадь 60-х».

«Я пришла на выставку с сыном, мне хотелось ему показать, самой посмотреть, ему показать, какие-то моменты нашей истории, вплоть до того, что здесь есть даже фотографии Москвы, времен, когда работали автоматы с газировкой, посмотреть Москву 50-х и даже раньше», - объясняет посетитель выставки Екатерина Функ.

В экспозиции – много фотографий из семейного архива, их редко можно увидеть на масштабных выставках. Так, например, фото 70-х годов, где на одном снимке запечатлены - Окуджава, Вознесенский, Рождественский и Евтушенко. Не просто фотоархивацию советской истории, а метафору своего времени видели в работах Бальтерманца его современники. Так их видят и сейчас. 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация