«Театр – это соприкосновение с космосом», – говорит Эдуард Марцевич. Это ощущение – родом из детства. Известный актер вырос в театральной семье. Поэтому с призванием определился сразу. После окончания Щепкинского училища его пригласили в театр имени Маяковского. Сразу – на звездную роль. Но настоящим домом для Эдуарда Марцевича стал Малый театр, на сцене которого им были созданы главные сценические работы. Сегодня Эдуард Марцевич принимает поздравления с 75-летием. Рассказывают «Новости культуры».
О таком дебюте не мечтал даже сам Эдуард Марцевич! В 58 году театральное общество заговорило только о его шекспировской роли. Сразу после выпускных экзаменов в Щепкинском училище его пригласил в театр Маяковского Николай Охлопков, не на второстепенную роль – на Гамлета.
«Самый молодой Гамлет, – писали в газетах, – тут же завоевал и любовь и ненависть. Принц датский не только осмелился сказать правду самому себе и окружающим в свои 22, но и заменить в этой роли легендарного Евгения Самойлова».
«Толпы провожали и встречали и бросали кефирные бутылки, и подбрасывали свистки, я не любил вокруг себя создавать эту клан поклонников, потому что ты делаешься их рабом, лучше быть в стороне», – говорит Эдуард Марцевич.
В кино Марцевич дебютировал еще в студенческие годы, но серьезной школой, как говорит сам, стали съемки в советско-итальянской картине Михаила Калатозова. Деля один кубрик на всех на Северном полюсе, вместе с Клаудией Кардинале, Шоном Коннери, Питером Финчем он создавал «Красную палатку». И тогда же задумался о режиссуре.
«Мне кажется, вообще его отличает от многих артистов такое абсолютное, неистребимое творческое начало, – считает народная артистка России Людмила Титова. – Такое желание все время что-то попробовать, играть. У него нет в этом какого-то простоя».
Кроме карьерных взлетов Марцевич пережил и падения. После ухода из жизни Охлопкова – первого учителя – пришлось покинуть театр. Актера приняли в Малом, правда, больших ролей он ждал еще восемь лет. Зато потом поразил сразу ансамблем сложных образов.
«Сейчас идет у нас такой водевиль с танцами и песнями, – рассказывает художественный руководитель Государственного академического Малого театра Юрий Соломин. – Если говорить честно я хотел сам сыграть, но потом сыграл в больницу, после чего мне запретили. Первого кого я назвал, конечно, Эдика».
Артист, которому равно близки как лирические, так и драматические начала, говорит, главное – играть роль сердцем.
«Я люблю сцену просто, для меня сцена это что-то особенное, – говорит Эдурд Марцевич. – Для меня даже кино – это цыганский образ жизни, а сцена… Идешь – пустое пространство, и вдруг она оживает – и декорации, музыка, свет, актеры выходят».
Сейчас Эдуард Марцевич занят в Малом театре в пяти спектаклях, один из которых – «Не было ни гроша, да вдруг алтын» – срежиссировал сам. А параллельно ставит еще одну постановку – «Бесприданницу».
К юбилею Эдуарда Марцевича смотрите сегодня в 14.05 на нашем канале художественный фильм «Идеальный муж».
Читайте также: