27 декабря 2011, 19:08 27 декабря 2011, 20:08 27 декабря 2011, 21:08 27 декабря 2011, 22:08 27 декабря 2011, 23:08 28 декабря 2011, 00:08 28 декабря 2011, 01:08 28 декабря 2011, 02:08 28 декабря 2011, 03:08 28 декабря 2011, 04:08 28 декабря 2011, 05:08

Единый электронный билет в кино: решение проблемы?

Подводя итоги года, министр культуры России Александр Авдеев накануне отметил, что разрыв между прокатом и кинопроизводством привел к потере контроля над прокатом. Одним из способов решения этой проблемы, по мнению министра, является развитие киносети с участием государства, строительство кинотеатров в малых городах и введение системы единого электронного кинобилета.

Подводя итоги года, министр культуры России Александр Авдеев накануне отметил, что разрыв между прокатом и кинопроизводством привел к потере контроля над прокатом. Одним из способов решения этой проблемы, по мнению министра, является развитие киносети с участием государства, строительство кинотеатров в малых городах и введение системы единого электронного кинобилета, или единой федеральной системы отчета о реализованных билетах. Часть кинотеатров уже являются ее частью, а для тех, кто не спешит подключаться, предусмотрены штрафы. На рассмотрение в госдуму был направлен проект повышения их размера до 200 тысяч рублей. О том, что такое электронный билет и почему не все кинотеатры спешат им воспользоваться, рассказывают «Новости культуры».

Серверную можно назвать мощным вычислительным сердцем. Именно туда круглосуточно со всей страны кинотеатры отправляют отчеты. Рано утром в Москве уже видно, какой фильм стал лидером кассы во Владивостоке, или что, например, утром 13 ноября смотрели 125 человек в станице Егорлыкская.

«13 ноября, сеанс в 10 часов. Мы можем, например, посмотреть "Неуловимых мстителей"», – говорит начальник управления аналитики и статистики ГИВЦ Министерства культуры РФ  Сергей Мокров.

Чтобы подключиться к федеральной системе, необходим компьютер, доступ в Интернет, специальный модуль к кассе. Затраты – от 20 до 300 тысяч рублей. Первыми на прозрачность раскошелились крупные сети и дом культуры в селе Большебыково Белгородской области. Все население там составляет 1013 человек, цена билета в кино – 5 рублей. А вот один из самых современных, как выдает сайт кинотеатра «Атриум» в Омске, девятизальник, который может вообще вместить в себя все Большебыково, карты раскрыть не хочет. 

«Когда жестко уже скажут – давайте, все, без этого никуда не деться, мы тогда и введем», – заверяет представитель кинотеатра «Атриум».

От этого уже с октября 2010 никуда не деться. Кинотеатры обязаны отчитываться, но многие не понимают, почему подключаться к федеральной системе они должны за свой счет? Проще держаться на штрафах. Те, что существуют сегодня, составляют от трех до пяти тысяч рублей. Это средняя цена 15 билетов в городах-миллионниках.

«Я бы ввел жесткую меру. Нет у тебя, ты не подключен к этой системе, мы как государство не знаем что у тебя происходит, я как владелец товара не знаю, что у тебя происходит, давайте тогда закроем. Зачем ты работаешь?» – рассуждает продюсер Игорь Толстунов. 

Кинотеатры, которые свои обороты открывать не торопятся, упрекают в недокументированных доходах. Якобы, дорогие билеты в vip-зоны, регистрируют как обычные, зрителей с вечерних сеансов перебрасывают на дешевые утренние, увеличивают количество кресел в зале. Эта черная касса, по некоторым данным, составляет от 6% до 30% всего бокс-офиса страны, но за руку еще никого не поймали.

«Когда говорят, что утаивается чуть ли не 30% кассовых сборов, для меня это всегда не понятно. Потому что, если кассовые сборы – 1 миллиард, то 30% – это 300 миллионов долларов. Это вообще, в принципе, серьезное налоговое и уголовное преступление. Я ни разу не слышал, чтобы какой-то кинотеатр был пойман, хотя бы какое-то дело было возбуждено», – замечает президент организации кинотеатров России Олег Березин.

В помощь дистрибьютерам на сайте Минкульта – доска почета. 1843 кинодемонстратора, которые вышли из тени. Таких прозрачных и открытых в стране меньше 30%. Но, даже если подключатся все, достоверными кассовые сборы вряд ли станут. 

«Есть вещи, от которых не защищает эта система, даже надлежащим образом внедренная. Это простой, как валенок, способ. Открыл дверь, заходите ребята, сто рублей и никаких билетов. В некоторых кинотеатрах билеты в барах продаются. Могут просто билетерши, охранники пускать, а друзей-знакомых бесплатно – от широты души – или подешевле. Билеты действительно дорогие. Надо как-то идти навстречу. От этого страдают сами кинотеатры, ну и мы, конечно», – говорит продюсер Сергей Сельянов.

Сколько билетов действительно продано, подсчитать невозможно. Взять под контроль нереально. Для этого у билета должен быть уникальный серийный номер, а в России эта практика отсутствует. Кинотеатры отправляют данные только о цене, скидке, номере места. Причем готовят эту информацию они сами каждый час. Это быстро, но все же не моментально.

«Единственная возможность, чтобы это было достоверно, должны быть специальные модули сертифицированные, откуда центр может забирать информацию в любое время. А не так, чтобы через каждый час эта информация куда то передавалась. Вот без этой возможности забора информации все равно у людей, которые в этом заинтересованы, будут достаточно большие искушения как-то с этой информацией поработать, что мы не можем исключить», – поясняет исполнительный директор Фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии Сергей Толстиков.

В других странах за количеством зрителей в залах наблюдают веб-камеры. Есть еще кресла с датчиками, которые загораются, когда на них кто-то сидит. Если российская система будет внедрена, достоверную информацию о кассовых сборах получит государство. А сама индустрия будет знать, как фильм прошел не просто в прокате, а как его приняли в каждом городе, в каждом кинотеатре, на дневном или вечернем сеансе. Эта база данных, несомненно, пригодится при реорганизации отрасли, о которой так много говорят отечественные кинематографисты.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация