23 декабря 2011, 08:07 23 декабря 2011, 09:07 23 декабря 2011, 10:07 23 декабря 2011, 11:07 23 декабря 2011, 12:07 23 декабря 2011, 13:07 23 декабря 2011, 14:07 23 декабря 2011, 15:07 23 декабря 2011, 16:07 23 декабря 2011, 17:07 23 декабря 2011, 18:07

Концертом в Большом зале консерватории продолжились торжества в честь Софии Губайдулиной

Музыкальное приношение Софии Губайдулиной предложил Большой симфонический оркестр имени Чайковского. Три произведения композитора – три дирижера, которые представляют три города жизни Губайдулиной в Советском Союзе. Казань - Александр Сладковский, Петербург – Александр Чернушенко, Москву – Владимир Федосеев.

Музыкальное приношение Софии Губайдулиной предложил Большой симфонический оркестр имени Чайковского. Три произведения композитора – три дирижера, которые представляют три города жизни Губайдулиной в Советском Союзе. Казань - Александр Сладковский, Петербург – Александр Чернушенко, Москву – Владимир Федосеев. Нынешний вечер в Большом зале столичной консерватории дал редкую возможность услышать Гидона Кремера, который очень высоко ценит музыку Софии Губайдулиной. Выступление в концерте приношении было для него делом чести. Рассказывают «Новости культуры».

Александру Чернушенко, дирижеру из Петербурга, сыгравшему за свою жизнь огромное множество современных произведений, досталось самое раннее из заявленных в концерте сочинений Губайдулиной. «Поэма-сказка» написана в 71-м. В те времена София Губайдулина была отмечена клеймом «авангардист», а авангардная музыка, по мнению идеологов от музыки, имела вредное влияние на умы.

«Если сравнивать с тем, что происходит после меня сегодня, это уже не авангард, скорее классика, все остальное намного авангарднее моего сочинения, – говорит Александр Чернушенко. – Достаточно простой язык, который, как правило, является самой сложной задачей, сыграть то, что написано в нотах».

Впрочем, нелегко было оркестру играть и другие произведения.

«Недавно говорили с Софией Асгатовной с глазу на глаз, она говорила, что начинаю приближаться к унисону, – рассказывает худрук и главный дирижер государственного симфонического оркестра Республики Татарстан Александр Сладковский. – Эти унисоны – мелодия, которая пронизывает тебя, как рапира. Когда все играют в унисон – чудовищный эффект».

«Пир во время чумы» сочинение 2005-го года, посвящено американскому дирижеру Саймону Рэттлу. Сыграв его впервые сегодня, Александр Сладковский уверен, что вернется к нему. Хотел бы с него начать 2-й фестиваль Губайдулиной в Казани. Первый, организованный им, прошел в этом ноябре.

Завершил вечер 2-й скрипичный концерт Губайдулиной. Дирижер Владимир Федосеев, солист Гидон Кремер. Губайдуллина посвятила ему 1-й концерт - Офферториум, который скрипач не раз исполнял. Недавно обогатил свой репертуар 2-м концертом, посвященным немецкой скрипачке Анне-Софи Мутер. По словам Кремера, это сочинение требует не только музыкантских, но и просто физических сил.

«Овчинка выделки стоит, – считает Гидон Кремер. – Партитура замечательна, богатая красками, идеями. Это особый мир, в который для меня входить радость. Описывать словами эту музыку не имеет смысла, ее надо слушать, вслушаться, переслушивать. Партитура замечательная. Очень рад, что существует теперь два концерта Губайдулиной».

Три сочинения Губайдулиной такие разные и все об одном – о человеке в этом мире, его трагическом самоощущении, попытках противостоять распадающейся ткани жизни. Собственно этому противостоянию и служит музыка Софии Губайдулиной.
 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация