Борис Черток: последний герой великой эпохи космонавтики
Не стало Бориса Чертока. Он был из породы тех титанов научной мысли, для которых техническое творчество являлось призванием, смыслом жизни. Более полувека движением почти всех отечественных кораблей и спутников в космическом пространстве управляла конструкторская мысль Чертока. Его знания, способности и феноменальная память удивляли даже бывших соперников по космической гонке. Секретный сотрудник отрасли, он вышел из тени, когда ему было уже за 80 лет. Продолжал работать – преподавал и писал книги о тайнах космонавтики, готовился отметить 100 летний юбилей. Рассказывают «Новости культуры».
Его можно назвать последним героем великой эпохи космонавтики. Борис Черток с детства увлекался авиацией и радиотехникой. После школы мечтал поступить в Московское высшее техническое училище, но из-за отсутствия пролетарского происхождения его не взяли. Пошел работать на завод электромонтером, однако продолжал с увлечением заниматься изобретательством. Одним из его первых и значительных его изобретений в 1934 году стал автоматический электронный бомбосбрасыватель. За него Борис получил неслыханную по тем временам премию – 500 рублей. В 1940 Черток окончил Московский энергетический институт. Во время Великой Отечественной войны участвовал в разработке первого советского ракетного самолета БИ-1. Сразу после этого его посылают в поверженную Германию изучать продукцию немецких ракетных заводов.
«Нам досталось немного, но мы поставили задачу понять всю эту технику, восстановить ее и таким образом сэкономить время на воссоздание ракетной техники в то соревнование, которое уже начиналось», – говорил Борис Евсеевич.
Именно тогда – при реконструкции германских ракет – происходит первая встреча Бориса Чертока с академиком Сергеем Королевым. Их главной задачей в Германии было создание ракет, способных достичь территории Северной Америки. Но взгляд обоих был устремлен гораздо дальше – в космос. Черток стал одним из ближайших соратников Королева. 20 лет работали вместе.
«Управление космическими станциями, ракетами, спутниками является очень важным и неотъемлемым элементом вобще всей космической деятельности. Сергей Петрович Королев разглядел талант этого человека и поручил ему весь блок вопросов, связанных с управлением», – рассказывает академик РАН, доктор физико-математических наук Владимир Фортов.
Чертока ценили, прежде всего, за то, что он мог максимально надежно обеспечить систему управления ракет. С той же высочайшей степенью ответственности он подходил не только к выполнению государственных задач, но и к людям, с которыми работал.
«Борис Евсеевич был замечательным человеком. Всегда вел себя интеллигентно. Я не помню повышения голоса в его встречах. Это человек, который очень заботился о будущем, о будущем поколении, о людях, которым придется работать в космонавтике», – вспоминает летчик-космонавт, дважды герой СССР Александр Александров.
Ученым написано более 200 научных работ. Серия монографий «Ракеты и люди» об истории космической отрасли увидела свет уже в конце 1990-х. Но главное – Борис Черток создал школу, которая по сей день определяет научные направления и уровень отечественной техники пилотируемых космических полетов. И продолжал трудиться, до последних дней жизни – преподавал, выступал на конференциях. Был твердо убежден, что сделано еще не все.
Памяти легендарного конструктора наш телеканал посвящает документальный фильм «Борис Черток. 100 лет: тангаж в норме». Смотрите ленту сегодня, в 20.45.