Неоавангард по-итальянски в рамках фестиваля "Московский форум"
XIII Международный фестиваль современной музыки «Московский форум» подходит к концу. Церемония закрытия состоится уже завтра. Программу смотра составили в тональности перекрестного Года Россия-Италия. Публике подарили десятки премьер сочинений современных композиторов двух стран, а профессиональным музыкантам, среди которых немало студентов столичной консерватории, – мастер-классы исполнителей. Среди «преподавателей» неоавангарда по-итальянски оказались кларнетист Микеле Марелли и пианист Оскар Пиццо. Рассказывают «Новости культуры».
Кларнетиста Микеле Марелли в Европе знают как ученика одного из лидеров музыкального авангарда – немца Карлхайнца Штокхаузена. В его новаторском спектакле «Арлекин» итальянец не просто исполнял музыку, но одновременно был актером-мимом и танцором. На мастер-классе Марелли представил сцены из спектакля и продемонстрировал возможности бассетгорна. Популярный в XVIII – начале XIX века, позже этот инструмент был забыт.
«Я в шутку называю его "зомби" – оживший старичок. Итальянский композитор Марко Строппа написал для меня Концерт, в котором совершенно по-новому используется бассетгорн. Его звук усиливается с помощью пяти микрофонов и преобразуется электроникой. Получается, что старинный инструмент исполняет новую музыку», – рассказывает музыкант.
Пианист Оскар Пиццо – коллега Марелли по музыкальному коллективу «Альтер Эго» – в восторге от теплого приема московской публики. Говорит, современную музыку даже на ее родине часто принимают с трудом.
«Вот мы, пианисты, – самые консервативные люди в мире. Но и среди нас встречаются новаторы. Первый номер в этом списке – безусловно, итальянец Маурицио Поллини. В его репертуаре – произведения радикальных авангардистов, в том числе Луиджи Ноно, Лучано Берио и, конечно, Штокхаузена», – замечает Пиццо.
К своему мастер-классу он отнесся серьезно: начал с лекции о зарождении авангардной музыки в Италии, о новаторских приемах, которыми пользуются современные исполнители.
«Должен отметить, что все эти приемы не против природы инструмента, они в природе инструмента. Они открывают эту природу заново», – говорит композитор, художественный руководитель форума Владимир Тарнопольский.
Расширение репертуара российских музыкантов – это главная задача организаторов «Московского форума». Отсюда и стремление познакомить молодежь с новыми произведениями и новым звучанием, казалось бы, давно знакомых инструментов.
Все материалы темы "Перекрестный Год Италии и России">>>