13 декабря 2011, 11:07 13 декабря 2011, 12:07 13 декабря 2011, 13:07 13 декабря 2011, 14:07 13 декабря 2011, 15:07 13 декабря 2011, 16:07 13 декабря 2011, 17:07 13 декабря 2011, 18:07 13 декабря 2011, 19:07 13 декабря 2011, 20:07 13 декабря 2011, 21:07

В Москве открывается выставка "Движение по спирали"

Спираль – древний мифологический образ – вызывал особый интерес у философски настроенных художников двадцатого столетия: авангардистов и метафизиков, конструктивистов и "органиков". Галерея "Проун" собрала художественные свидетельства этих размышлений для выставки под названием "Движение по спирали".

Заменить понятия «конструкция» и «динамика» «одним глубоким термином – «спирализм» предлагал в 20-ые годы прошлого века авангардист Василий Ермилов. Спираль – древний мифологический образ – вызывал особый интерес у философски настроенных художников двадцатого столетия: авангардистов и метафизиков, конструктивистов и «органиков». Галерея «Проун» собрала художественные свидетельства этих размышлений для выставки под названием «Движение по спирали». Рассказывают «Новости культуры».

Даниил Хармс писал: «Пишу Вам в ответ на Ваше письмо, которое Вы собираетесь написать мне в ответ на мое письмо, которое я написал Вам». Не столько закольцованный, сколько закрученный по спирали текст Хармса – литературный аналог образов, собранных куратором Мариной Лошак для выставки «Движение по спирали».

«Движение и предмет, производящий движение, это для конструктивистов очень важный момент», - рассказывает Марина Лошак.

Поэтому для Якова Чернихова спираль – альфа и омега, прописная истина. Вот его прописи – все формы спиралей. А вот рисунки спиральных башен, которые сегодня привычно называют «татлинскими».

«Башня Татлина – это просто главный образ спирали, которая движется вверх, космической спирали», – считает Марина Лошак.

Кроме конструктивистов образом спирали увлекались и совсем другие художники авангардных 20-х – те, что больше не в конструкцию верили, а в энергию и космос – заумники. Петр Митурич переписывал заумь Хлебникова, как книжники средневековья: слова поэта – рукой художника – в конце спиральный росчерк. Так похожие на него снопы и вихри – уже иллюстрации к поэзии Хлебникова. Обе эти линии: и стихийного Митурича, и рационального Чернихова продолжились в искусстве 60-х, благодаря кинетистам группы «Движение».

Вячеслав Колейчук –создатель пространственных спиральных конструкций, реконструировал произведения Родченко. Франциско Инфанте больше интересовался метафизикой спирали – размышлял о ней на полях студенческих конспектов.

«Это тетрадь по истории искусств, я учился тогда в строгановском училище, – рассказывает художник Франциско Инфанте. – В природе нет линии, по-моему, которая бы пересекалась с другой под углом 90 градусов, поскольку скручена по спирали и всегда идет под углом к другой линии. Можно найти такую точку – все протяжение спирали аннигилирует в эту точку, точку мы видим, а спирали самой не видим, это, по-моему, здорово показывает, то, как на самом деле устроен наш мир. Из какой-то точки произошло все. Это все многообразие форм и планеты, и бесконечное количество из одной точки, спираль – чистая метафора».

Мир Франциско Инфанте настолько вокруг спирали закручен, что он даже печать себе такую придумал – спиральную.

«Я от спирали шел и спиралью занимался, выражал свое миропонимание через эти формы», – говорит художник.

По спирали закручивали название фильмов Дзиги Ветрова братья Стенберги на киноафишах 20-х, по спирали записывали свою музыку композиторы-авангардисты 60-х –70-х.

Соня Делоне – за рамками преемственности русских авангардистов – французская абстракционистка, а тоже увлекалась образом спирали, конгениальным поэзии Тристана Тцара и искусствоведческой теории Жака Дамасса.

Линии на книжных листах и архитектурных рисунках, пространственные композиции и мобили, – все на этой выставке вертится – все в движении, в движении по спирали –основной траектории мироздания, открытой авангардистами.
 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация