9 апреля 2012, 16:45 9 апреля 2012, 17:45 9 апреля 2012, 18:45 9 апреля 2012, 19:45 9 апреля 2012, 20:45 9 апреля 2012, 21:45 9 апреля 2012, 22:45 9 апреля 2012, 23:45 10 апреля 2012, 00:45 10 апреля 2012, 01:45 10 апреля 2012, 02:45

Круглый стол "Современному театру – современная опера"

В рамках фестиваля "Золотая Маска" в минувшие выходные прошел круглый стол "Современному театру - современная опера". Куратор - музыкальный и театральный критик Дмитрий Ренанский. К участию в круглом столе приглашены ведущие отечественные композиторы, режиссеры, критики и менеджеры. Комфортно ли новая опера чувствует себя в реалиях репертуарного театра – или ей показана независимость? Какими должны быть механизмы взаимодействия института государственных театров с композиторами-современниками? Применим ли западный опыт работы новой оперы к театрам в России? Таков круг проблем, предложенный к обсуждению в рамках дискуссии.

В рамках фестиваля «Золотая Маска» в минувшие выходные прошел круглый стол «Современному театру - современная опера». Куратор - музыкальный и театральный критик Дмитрий Ренанский. К участию в круглом столе приглашены ведущие отечественные композиторы, режиссеры, критики и менеджеры: Василий Бархатов, Юлия Бедерова, Екатерина Бирюкова, Леонид Десятников, Андрейс Жагарс, Дмитрий Курляндский, Ольга Манулкина, Владимир Мирзоев, Андрей Могучий, Сергей Невский.

Основной вопрос, который поднимался за круглым столом – это проблема отчужденности современного композитора от репертуарного театра, режиссера и труппы. «Привычная для культурного контекста последних десятилетий, эта ситуация сдвинулась с мертвой точки лишь в последние годы – театры все охотнее выступают в роли инициаторов заказа новых сочинений, и, как следствие, современная музыка все чаще звучит как на столичных подмостках, так и в регионах», - говорит Дмитрий Ренанский. Комфортно ли новая опера чувствует себя в реалиях репертуарного театра – или ей показана независимость? Какими должны быть механизмы взаимодействия института государственных театров с композиторами-современниками? Применим ли западный опыт работы новой оперы к театрам в России? Таков круг проблем, предложенный к обсуждению в рамках дискуссии. Дмитрий Ренанский добавляет: «Также режиссер Василий Бархатов, имеющий очень большой, хотя и хронологически краткий, опыт работы с государственными институтами: с Мариинским театром, Большим театром, готовится в настоящее время реализовать проект «Опергруппа». Это проект, извините за тавтологию, проектный и посвященный исключительно современной опере. Зачем и кому это нужно, и почему этот проект было невозможно реализовать в стенах репертуарного театра? – об этом расскажет сам режиссер».

«Дело в том, что в какой-то момент мне захотелось как можно с большим количеством людей разделить то удовольствие, которое я получил от прослушивания оперы «Франциск» Сергея Невского, - говорит режиссер Василий Бархатов (на «Золотой маске» представляет оперу Родиона Щедрина «Мертвые души», Мариинский театр, Санкт-Петербург). – И я задумался, как это сделать. Мне, в общем-то, постоянно не хватало коротких эмоциональных вспышек, таких, как на экспериментальных проектах Кирилла Серебренникова «Территория» или «Платформа». Но эти проекты, объединяющие театр, танец, музыку, медиа, не целиком оперные. Поэтому мне захотелось создать фестиваль, организацию, какое-то движение, которое непосредственно занималось бы современной оперой».

Сегодня Бархатов использует различные возможности, чтобы открыть лабораторию для начинающих коллег. «Основной задачей, которую я перед собой ставлю - в рамках этой лаборатории должно получиться четыре полноценных спектакля, не просто концертных исполнения, а полноценных спектакля. Чтобы четыре молодых режиссера сделали настоящий театр. Сам же я выступаю лишь в роли инициатора и некоторого локомотива, который двигает всю эту историю. Так вот я предложил четырем композитором отдать нам свои произведения "на растерзание" – это "Франциск" Сергея Невского, это хоровая опера "Слепые" по драме Метерлинка Лизы Ауербах, "Три-четыре" Бориса Филановского на либретто Льва Рубинштейна и опера Ольги Раевой "Сны Минотавры" на текст Сорокина. Соответственно, у нас есть четыре молодых режиссера, четыре молодых художника, которые в трех довольно серьезных московских театрах поставят эти спектакли, а один будет происходить вне театрального пространства», - рассказывает режиссер Бархатов.

Участники круглого стола обсудили также, что сегодня современной опере отводится второстепенная роль. Даже шутят, как это происходит в репертуарных классических театрах, когда к ним приходят с подобными проектами. «Вот у нас тут в пять начинают монтировать, а с трех до четырех ничего не происходит. Давайте. У вас есть пятьдесят минут, у вас большой оркестр? Зайдете за 15 минут? Но без зрителя, ладно?»
«Проблема в том, что композитору сегодня очень сложно пробиться, когда директора театров видят незнакомые новые имена, они не хотят рисковать. Увы, но они опять и опять эксплуатируют одни и те же, пусть и заслуженные, имена. Вот поэтому необходимо создавать фестивали, лаборатории, но на базе репертуарных театров, академических музыкантов и трупп, - говорит еще один гость круглого стола - Ольга Иванова, заслуженный деятель искусств, руководитель творческой лаборатории режиссеров оперных театров. – Я, например, даже оперу "Бег" Николая Сидельникова пробивала двадцать лет, несмотря на то, что Николай Сидельников уже ушел из жизни». «Вот почему мне все же захотелось сделать полноценные постановки. Я просто приходил к людям и говорил, что есть такие идеи, такие люди – вы о них ничего не знаете, но ничего, скоро узнаете. И меня поддержали, Анатолий Иксанов поддержал», - продолжает Василий Бархатов.

Дмитрий Ренанский: «Проблема в том, что есть фестивальное движение, экспериментальные проекты и репертуарный театр. Каким образом, в каком формате вы осуществляете ко-продукции с театрами, войдут ли ваши проекты в репертуар театров, или это разовые представления?»

Василий Бархатов: «С одной стороны, это наша организация, которая называется "Опергруппа", с другой – это московские репертуарные театры. Мы делим финансовую нагрузку с разными театрами по-разному. Но важно то, что спектакль остается по мере возможности в репертуаре театра. Конечно, он не будет идти каждую неделю, как "Веселая вдова", но это будет частью годовой программы».

Ольга Иванова: «Я руковожу Лабораторией Союза театральных деятелей уже 12 лет, подхватив эту эстафету у Бориса Покровского. То, о чем здесь, на круглом столе, говорилось, это фестивальное движение, это новый подход к оперному искусству с лучшими певцами, независимо от того, какие певцы есть в труппе на данный момент. Это очень интересно. Это будущие практики, настоящие практики театра. То, что делает и наша лаборатория – представляет дорогу молодому поколению, молодым режиссерам. Когда вы сегодня упоминаете достижения в области современного оперного искусства, безусловно, надо упомянуть и Родиона Щедрина с его "Лолитой" В Пермском театре оперы и балета, и Сидельникова, который поставлен в Камерном музыкальном театре им. Б. Покровского.

К сожалению, сейчас ситуация такова, что здесь пробиться очень сложно - надо о себе вначале заявить на Западе, чтобы уже оттуда вернуться сюда. Конечно, наши режиссеры нашли новый подход к опере. Но надо говорить не только о Москве и Санкт-Петербурге. Надо работать и на провинцию. Вы знаете, сколько у нас таких городов, в которых посреди маленьких домиков стоит огромное помещение театра, но труппы нет, никого нет. Вот куда тоже необходимо устремить свой взгляд. Ведь произведение все же должно идти именно на большой сцене, а не в тусовках и андеграунде. К сожалению, здесь, на круглом столе, не хватает тех людей, от которых это зависит».

Все материалы о фестивале «Золотая маска»

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация