26 марта 2012, 14:55 26 марта 2012, 15:55 26 марта 2012, 16:55 26 марта 2012, 17:55 26 марта 2012, 18:55 26 марта 2012, 19:55 26 марта 2012, 20:55 26 марта 2012, 21:55 26 марта 2012, 22:55 26 марта 2012, 23:55 27 марта 2012, 00:55

Из истории нотной грамоты от Средневековья до начала XX века

Какие загадки таят в себе партитуры знаменитых композиторов? Этим вопросом задались сотрудники Самарского музея-усадьбы Алексея Толстого. Здесь открылась выставка, которая рассказывает об истории нотной грамоты от Средневековья до начала XX века. Оказалось, что иногда нотный стан – не просто графическая запись звуков, но и самостоятельное произведение изобразительного искусства.

Какие загадки таят в себе партитуры знаменитых композиторов? Этим вопросом задались сотрудники Самарского музея-усадьбы Алексея Толстого. Здесь открылась выставка, которая рассказывает об истории нотной грамоты от Средневековья до начала XX века. Оказалось, что иногда нотный стан – не просто графическая запись звуков, но и самостоятельное произведение изобразительного искусства. Рассказывают «Новости культуры».  

Вот эту партитуру можно сравнить разве что с черным квадратом Малевича. Нет совершенно никаких звуков. Смелая идея пришла композитору Джону Кейджу. Знаменитое произведение так и называется «Четыре минуты 33 секунды абсолютной тишины».

Согласно этой партитуре после взмаха дирижерской палочки наступает тишина. Такую своеобразную медитацию, как это ни удивительно, публика оценила, и произведение стало культовым. В экспозиции каждый нотный стан не просто партитура - произведение изобразительного искусства. В графический образ ноты стали превращаться в XX веке. Но первые шаги к этому композиторы делали еще в XVII.

«Например, у Баха уже в XVII веке было такое, что черные точки нот складывались в 12 учеников Христа, или восхождение нот - означало вознесение Иисуса. То есть Бах и композиторы XVII века старались, чтобы рисунок нот также что-то передавал», - отмечает старший научный сотрудник Литературно-мемориального музея имени М. Горького Сергей Баландин.

Ноты конца XIX - начала XX века. Из фондов музея, областной библиотеки и из частных коллекций. Для многих посетителей, а особенно для музыкантов, выставка действительно стала открытием.

«Никогда не воспринимал ноты как какой-то вид искусства или культуры. А здесь ноты представлены именно как искусство. Интересно посмотреть на ноты с этой точки зрения», - объясняет музыкант Михаил Клепик.

Только на первый взгляд все это просто знаки, передающие музыку. Но если приглядеться внимательнее, в каждой партитуре можно увидеть символы и рисунки.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация