11 мая 2012, 14:45 11 мая 2012, 15:45 11 мая 2012, 16:45 11 мая 2012, 17:45 11 мая 2012, 18:45 11 мая 2012, 19:45 11 мая 2012, 20:45 11 мая 2012, 21:45 11 мая 2012, 22:45 11 мая 2012, 23:45 12 мая 2012, 00:45

Пять вечеров в Нью-Йорке 1966 года

Высокохудожественная инженерия. О начале диалога культуры и технологий рассказали в Государственном центре современного искусства.

Диалог физиков и лириков был актуален не только для отечественной версии 1960-х. Пять вечеров в столичном отделении Государственного центра современного искусства шли показы документальных фильмов о Нью-Йоркском фестивале 1966 года. Как рождалось современное искусство, уже немыслимое без «соучастия» высоких технологий, увидели «Новости культуры».

Один из участников аттракциона – Дэвид Тюдор – соратник Николаса Кейджа, музыкант-экспериментатор, писавший музыку к балетам Мерса Каннингема. На фото он в характерном Нью-Йоркском месте – помещении Арсенала 69-го полка на Лексингтон авеню – Армори. В 1966 году в этом здании прошел фестиваль «9 вечеров. Театр и инженерия». Идея принадлежала художнику Роберту Раушенбергу и инженеру Билли Клюверу. Именно он привлек на помощь художникам, музыкантам и хореографам «технарей» из телефонной компании Bell.

«Художник ставил перед инженером задачу, которую тот сам никогда бы себе сам не придумал, и в этом была суть взаимодействия», – поясняет куратор программы «9 вечеров. Театр и инженерия» Мария Пунина.

Художники мечтали. Например, Энди Уорхолл хотел, чтобы лампочка левитировала и при этом светилась. Билли Клювер объяснял ему, что это технически невозможно, и вместе они придумывали «Серебряные облака» – надутые гелием серебристые шары, которые парили под крышей уорхоловской фабрики. Сейчас такая забава любому ребенку доступна. А тогда это было новейшим изобретением.

Многие устройства, которые использовали участники нью-йоркского фестиваля для создания произведений искусства, были новейшим словом техники.

Содружество Раушенберга и Клювера не прервалось на фестивале «9 вечеров». Они создали фонд, который поддерживал взаимодействие инженеров и художников вплоть до последних лет. После смерти Клювера наследием его художественно-инженерной деятельности занимается его вдова Джулия Мартин. Именно она передала в медиатеку Государственного центра современного искусства документацию фестиваля 1966 года и снятый позже документальный фильм, составленный из воспоминаний очевидцев удивительных экспериментов на стыке искусства и технологии, театра и электронной музыки. Свидетельства той плодотворной общей среды, в которой в 1960-е варились американские художники, музыканты, театральные режиссеры, хореографы и ученые.
 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация