22 марта 2012, 10:03 22 марта 2012, 11:03 22 марта 2012, 12:03 22 марта 2012, 13:03 22 марта 2012, 14:03 22 марта 2012, 15:03 22 марта 2012, 16:03 22 марта 2012, 17:03 22 марта 2012, 18:03 22 марта 2012, 19:03 22 марта 2012, 20:03

Спектакль "Москва-Петушки" Андрия Жолдака показали в Москве

В театре-фестивале "Балтийский дом" Андрий Жолдак поставил спектакль по знаменитому сочинению Венедикта Ерофеева "Москва-Петушки". В столице постановку показали впервые в рамках внеконкурсной программы фестиваля "Золотая маска" – "Маска-плюс". Спектакль – не калька с поэмы Ерофеева, текст – лишь повод к сценическому высказыванию, которое длится почти четыре часа.

«Вдумчивого внимания и отказа от предсказанных ожиданий» – на такую реакцию зрителей рассчитывает режиссер Андрий Жолдак. В театре-фестивале «Балтийский дом» он поставил спектакль по знаменитому сочинению Венедикта Ерофеева «Москва-Петушки». В столице постановку показали впервые в рамках внеконкурсной программы фестиваля «Золотая маска» – «Маска-плюс». Спектакль – не калька с поэмы Ерофеева, текст – лишь повод к сценическому высказыванию, которое длится почти четыре часа. Рассказывают «Новости культуры».

Двое актеров – литовец Владас Багдонас и питерец Леонид Алимов – отправляются на сцену играть одну роль – главную – Венички Ерофеева. Таков замысел режиссера Андрия Жолдака.

«Москва-Петушки» для него из категории особо любимых работ, как и сама поэма Ерофеева. Любит перечитать за бокалом вина, в уединении. Решив ставить такое личное – запаниковал, в панике раздвоил главного героя. Один, воплощаемый Багдонасом, Веничка постарше – лиричен и мечтателен. Другой, авторства Леонида Алимова, молодая версия Венички – усат, шумен, местами труслив. И ни один не похож на Ерофеевского героя.

«Нет никаких реалий 70-х годов, когда книга была написана, каких-то ссылок, убраны приметы быта и времени того, – рассказывает актер Леонид Алимов. – Старались сделать общечеловеческую историю, космическую даже».

Хрестоматийная уже история путешествия алкоголика-интеллектуала Венечки к призрачному своему счастью, очень литературная, плохо, кажется, подходящая для сцены, в театре, тем не менее, не редкость. Андрий Жолдак вместе с отцом, Валерием Жолдаком, превратил поэму в пьесу. От Ерофеева остались «рожки да ножки», шутит режиссер словами критиков. Зато появились сны и фантазии самого Жолдока, метафизические смыслы. И вот уже что-то нашептывает герою рыжая лисица, гарцует по сцене олень, шуршит целлофаном река жизни.

«Очень много интересных слоев – Ерофеев, Багдонас, Жолдак, российская культура, – говорит режиссер. – Это спектакль для меня – когда произошло землетрясение, но лава еще не застыла. Вот образ этого спектакля – не застывшая лава».

На главную половину роли Венички Жолдак позвал литовского актера Владаса Багдонаса, известного миру по работам в спектаклях Эймунтаса Някрошуса. Переход от вдумчивого философского Някрошуса к темпераментному радикальному Жолдаку – был едва ли не главной интригой проекта. Багдонас признается – решил рискнуть.

«Так и хотел понять, что же это за режиссер такой, Андрей Жолдак, и мы спектакль завершили, в том смысле, я так и не очень понял», – рассказывает актер.

Понял – не понял, но с Жолдаком сработался. Сейчас уже думают о новой совместной работе. Хотя во время «Москвы-Петушков» в зале часто слышен топот уходящих зрительских ног, громкие хлопки дверью. Эта, как и предыдущие постановки режиссера, радикально делят публику надвое. Жолдак и его артисты к такому готовы. В Петербурге они потихоньку приучили публику к этому спектаклю – раз в месяц в Балтийский дом приходит около 400 зрителей. Некоторые смотрят по многу раз. В интернете появился фан-клуб спектакля. У столичных театралов времени – один вечер. И тут уж либо Москва, либо – Петушки.

Все материалы темы «Национальный театральный фестиваль "Золотая маска" - 2012»>>>
 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация