19 марта 2012, 13:12 19 марта 2012, 14:12 19 марта 2012, 15:12 19 марта 2012, 16:12 19 марта 2012, 17:12 19 марта 2012, 18:12 19 марта 2012, 19:12 19 марта 2012, 20:12 19 марта 2012, 21:12 19 марта 2012, 22:12 19 марта 2012, 23:12

Почти 300 полотен Рерихов до мая могут изъять из музейного фонда РФ

Музей Востока опасается, что в скором времени 282 картины Николая и Святослава Рерихов из его коллекции перейдут общественной организации Международный центр Рерихов и таким образом будут исключены из музейного фонда Российской Федерации, а в МЦР считают, что речь идет не о незаконном изъятии коллекции, а восстановлении справедливости согласно завещанию Святослава Рериха.

Музей Востока опасается, что в скором времени 282 картины Николая и Святослава Рерихов из его коллекции перейдут общественной организации Международный центр Рерихов и таким образом будут исключены из музейного фонда Российской Федерации, а в МЦР считают, что речь идет не о незаконном изъятии коллекции, а восстановлении справедливости согласно завещанию Святослава Рериха.

Музейщики уже делают опись полотен кисти Рерихов, пребывая в полной уверенности, что они окажутся у МЦР до того, как нынешний министр культуры Александр Авдеев покинет свой пост в связи со сменой кабинета министров.

Кстати, действующий министр культуры в бытность свою дипломатом работал во Франции под началом Юлия Воронцова - посла во Франции в 1983-86 годах и ставшего впоследствии президентом МЦР.

В министерстве культуры же, подтверждая сам факт обострившегося спора между Музеем Востока и МЦР, не спешат с громкими заявлениями, предпочитая разобраться в тонких юридических коллизиях, которыми так богата эта почти 40-летняя история с наследием Рериха.

Со своей стороны, эксперты полагают, что в случае передачи картин МЦР может возникнуть опасный прецедент: если отдать их общественной организации, то вслед за ней могут подтянуться наследники дореволюционных национализированных собраний, которые будут настаивать на возвращении произведений искусства.

О том, что подобные желания могут появиться, свидетельствует чуть было не сорвавшаяся выставка "Из России" в лондонской Королевской академии искусств. Чрезвычайно важный проект находился под угрозой из-за возможного ареста полотен по искам наследников Щукина и Морозова, которые намеревались забрать принадлежавшие их предкам шедевры импрессионистов, разделенные после революции между ГМИИ им. Пушкина и Эрмитажем.

Тогда палате лордов пришлось в срочном порядке принимать специальный закон, защищающий госсобственность РФ от претензий третьих лиц и гарантирующий возврат картин в Россию.

Как рассказала сотрудница Музея Востока, пожелавшая остаться неизвестной, в музее спорные картины оказались в 1984 году, когда там проводилась крупная выставка в честь 80-летия Святослава Рериха. Для экспозиции их предоставил Всесоюзный художественно-производственный комбинат им. Вучетича - организация хранила и должна была выдавать на выставки картины, переданные Рерихом государству с целью их показа.

"В 1980-м году мы взяли у комбината 90 работ, чтобы показать в музее. Когда надо было их возвращать обратно, то по решению начальника управления ИЗО и с разрешения Рериха 29 самых выдающихся картин, жемчужины, оставили в музее для экспонирования и для того, чтобы они не мотались по разным городам. Остальные были возвращены. В 1984-м году была организована юбилейная выставка, которая проходила в течение двух лет", - рассказала она. По ее словам, после закрытия проекта руководство комбината не спешило принимать произведения искусства обратно, считая, что в Музее Востока условия хранения для них лучше.

"Когда я в очередной раз пришла к Казенину (замминистра культуры в 1987-1990 года), он дико возмутился тем, что они все-таки не забрали картины, зато сделал документ, по которому все эти 282 полотна приписываются к нашему музею и хранятся у нас с тем, чтобы мы выдавали их комбинату для выставок", - поделилась она.

По словам сотрудницы Музея Востока, тогда они были собственностью Рериха и числились за музеем формально. К тому времени Музей Востока уже обладал значительной коллекцией Рерихов - не только картинами, но и библиотекой, и мемориальными предметами, которые в 1970-е годы были подарены СССР Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе и переданы в Музей Востока, где был организован мемориальный кабинет Николая Рериха, отца Святослава.

"В 1993 году Святослав Рерих скончался, и получилось, что картины лежат у нас, владелец умер, отдать их некому и они не стоят на государственном учете. Тогда директор музея направил в Минкультуры документ, по которому картины включали в государственный музейный фонд. Ведомство его подписало, потом нас стали упрекать в том, что это должно было сделать министерство, и спустя четыре года министр культуры сделал отдельный документ, который подтверждал постановку полотен на государственный учет", - уточнила она.

Вместе с тем, первый заместитель генерального директора МЦР Александр Стеценко сказал РИА Новости, что "ни одного подтверждения и доказательства, что коллекция включена в государственную часть музейного фонда, нет".

"Умер владелец, через несколько недель директор самовольно из временного хранения взял и переписал на постоянное. И что это?
Достаточное основание?", - спрашивает он.

По словам Стеценко, в 1989 году был создан Советский фонд Рерихов, потом возник Международный центр Рерихов, и в 1992 году Святослав Рерих подтвердил права МЦР на наследие.

"Те картины - 282 полотен, которые находятся у Музея Востока, были завещаны Святославом Николаевичем Рерихом Международному центру Рерихов. Он передал их в 1990-м году Советскому фонду, в 1992 году он сделал дополнение к завещанию и признал права МЦР на картины. Все это документально оформлено. Он заверил все это у нотариуса. Владелец обратился к Ельцину: "прошу картины вернуть из Музея Востока, где они находятся незаконно". Все эти документы есть", - рассказал Стеценко.

Кроме того, он уверен, что шесть картин из этой части наследия Рерихов бесследно исчезли.

"В 1990-м году Святослав написал завещание на Советский фонд Рерихов, где обязал Минкультуры вернуть фонду 288 картин. То есть на временном пользовании у Минкультуры должно находиться 288 картин, есть заверенный нотариусом список", - сказал заместитель генерального директора МЦР.

Между тем, в Музее Востока считают, что документ, о котором идет речь, не может считаться ни дарственной, ни завещанием, поскольку там говорится, что те картины, которые Рерих направил в СССР для организации выставок, он передает Советскому фонду Рерихов с условием, что в любой момент может их забрать.

"Мало того, по этим документам было перечислено не то количество картин, которые действительно находятся в нашей стране. Есть документ, акт Русского музея, по которому он получил в 1978 году из Болгарии 296 работ, из которых 14 он должен вернуть обратно. Таким образом, в СССР их осталось 282, они сначала оказались у комбината, потом у нас", - объяснила представительница Музея Востока.

В настоящее время часть спорных картин включена в постоянную экспозицию Музея Востока, часть находится в фондохранилище. В МЦР, где сейчас находится порядка 400 работ Рериха, их планируют активно отправлять по выставкам, однако в музее полагают, что центр не обладает достаточным ресурсом ни для хранения, ни для транспортировки масштабных полотен.

"Они претендуют на эти картины, но они даже представить не могут, сколько эти картины занимают места. У них даже запасника такого нет, куда бы их можно было поставить", - сказала собеседница агентства.

Вместе с тем, Стеценко уверяет, что в фондохранилище места у них достаточно, картины нуждаются в реставрации, которой все это время не занимался Музей Востока, а после полотна отправятся по передвижным выставкам.

"Эта коллекция принадлежит народу, но не государству. Народу в лице Международного центра Рерихов", - заключил представитель МЦР.

Однако в Минкультуры не спешат соглашаться с этим мнением. "Сейчас Музей Востока проводит сверку коллекции, она включает не только 282 произведения, но ряд фотографий и документов, так что процесс идет. Хотим проверить обеспечение сохранности, учетные данные. Пока от МЦР особых подвижек не было, хотя они уверены, что, когда мы завершим сверку, то все сложим в ящик и отдадим. Это не так", - сказал РИА Новости начальник отдела музейного фонда РФ Минкультуры Владимир Фомин.

По его словам, для этого требуется юридическое обоснование, а судебное решение, по которому МЦР был обозначен как наследник, таковым не является.

"В связи с тем, что прошло много лет, и коллекция была включена в музейный фонд РФ, надо исключать его из государственной части и так далее. Процедура эта непонятно как делается, потому что не было подобных прецедентов. Пока у нас нет юридического механизма, чтобы исключать что-то из музейного фонда РФ", - объяснил собеседник агентства и добавил, что в этой ситуации "суетиться не следует, потому что надо разобраться и сделать так, чтобы не навредить во всех смыслах".

Фомин отметил, что, вопреки мнению музейщиков и представителей МЦР, никакого документа по этому вопросу пока что нет.

"Мы написали министру культуры записку, обозначив все обстоятельства дела и возможные последствия, чтобы четко представлялась степень сложности решения проблемы", - сказал он.

Со своей стороны, Владимир Толстой, президент ИКОМ, международной организации музеев и музейных специалистов, коллективным членом которой является МЦР, отметил, что "создавать прецедент исключения из музейного фонда РФ большого объема ценных музейных предметов очень опасно, и он крайне нежелателен, потому что потом могут появиться и другие претенденты на принадлежащие музеям произведения искусства".
 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация