19 марта 2012, 10:11 19 марта 2012, 11:11 19 марта 2012, 12:11 19 марта 2012, 13:11 19 марта 2012, 14:11 19 марта 2012, 15:11 19 марта 2012, 16:11 19 марта 2012, 17:11 19 марта 2012, 18:11 19 марта 2012, 19:11 19 марта 2012, 20:11

Спектакль по пьесе Эжена Ионеско поставил в Москве Кшиштоф Занусси

В театре на Таганке – громкая премьера. "Король умирает" – спектакль по пьесе Эжена Ионеско, написанной полвека назад. Режиссер-постановщик – Кшиштоф Занусси. Это его первый спектакль на сцене Таганки.

В театре на Таганке – громкая премьера. «Король умирает» – спектакль по пьесе Эжена Ионеско, написанной полвека назад. Режиссер-постановщик – Кшиштоф Занусси. Это его первый спектакль на сцене Таганки. Совместная работа понравилась обеим сторонам. Занусси удивил актеров деликатностью, они его – мастерством. Репетировали увлеченно. Пьеса того заслуживает – она о том, что человек оказывается не готов к главному событию своей жизни. Рассказывают «Новости культуры».

Вот он – первый королевский выход на сцену – в домашних тапочках и махровом халате. В этом спектакле вообще нет никаких помпезных церемоний. Королевские покои, словно кабинет чиновника. Вместо трона – кожаное кресло. Дамы не в пышных кринолинах, а в современных платьях. Сам король в строгом черном костюме, говорит по мобильному. Речи за ним записывают на ноутбук. И даже главного атрибута монарха – короны – зрители так и не увидят.

«Оригинальный текст написан как сказка, – рассказывает Кшиштоф Занусси. – Король ходит в смешной исторической одежде, носит корону. Я это все убрал. Мне хотелось это сделать более современно, потому что сюжет никак не привязан к истории, он привязан ко всем поколениям».

Полтора часа на сцене он будет уходить из жизни. Для зрителей, кажется, никакой интриги, их сразу оповестят: король умрет в конце спектакля, будут даже отсчитывать минуты до этого момента. Точность и здесь – это вежливость королей.

«Когда приехал пан Кшиштоф, и начались репетиции, я говорю: можно я буду умирать один раз в день, а не два, – рассказывает Валерий Золотухин. – Но он мне два дня последних разрешил один раз умирать».

В начале – слабые попытки перевести эти часы назад. Под занавес спектакля и королевской жизни – монологи – не о смерти, о том, что есть жизнь. Впервые эту пьесу Эжена Ионеско Занусси поставил еще 30 лет назад, в мюнхенском театре. Тогда же изрядно ее сократил и вообще переписал. Этот абсурдный материал он ставит как реалистичный. Такую вольность ему позволил сам король театра абсурда: в 80-е Занусси встречался с Ионеско.

«Он под конец жизни злился, когда говорили, что он автор театра абсурда, – говорит режиссер. – Он в моем присутствии на пресс-конференции кричал на критиков – я никогда не создавал театра абсурда. Я создавал реалистический театр, этот мир – без бога и без смысла – он абсурдный».

Спектакль практически без музыки, без яркого света. Голые, обшарпанные стены этого замка-кабинета уже напоминают склеп. Декорации создавала Ева Старовейска. С Занусси она работала долгие десятилетия, до московской премьеры не дожила двух недель. Над образами персонажей этого спектакля долго трудился и сам режиссер, вносил черты реальных людей.

«Пан Кшиштоф лично встречался с королевой Елизаветой, – рассказывает народная артистка России Любвь Селютина. – И он мне и подсказал вот эту седую прядь, чтобы подчеркнуть возраст».

Смерть не короля, а человека как главный абсурд жизни. Кшиштоф Занусси, правда, заверяет: этот спектакль – не о смерти – об уходе.

«Тот человек где-то уходит, там есть какая-то дорога, я надеюсь, что она к чему-то ведет, – считает Кшиштоф Занусси. – Это не видно, но это возможно».


 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация