12 марта 2012, 17:28 12 марта 2012, 18:28 12 марта 2012, 19:28 12 марта 2012, 20:28 12 марта 2012, 21:28 12 марта 2012, 22:28 12 марта 2012, 23:28 13 марта 2012, 00:28 13 марта 2012, 01:28 13 марта 2012, 02:28 13 марта 2012, 03:28

Жизнь как она есть – новое слово "Новой пьесы"

В воскресенье в рамках фестиваля "Золотая маска" подвел итоги один из важных разделов "Маски Плюс" – программа "Новая пьеса", посвященная современной драматургии. С 4 по 11 марта было показано 15 спектаклей. Основной ориентир этого года – документальный театр: три документальных спектакля и двухдневная лаборатория для практиков документального театра "Свидетель на сцене". Прошел круглый стол "Женская драма: Право на вопрос", определены победители драматургического "Конкурса конкурсов".

В воскресенье в рамках фестиваля «Золотая маска» подвел итоги один из важных проектов «Маски Плюс» – программа «Новая пьеса», посвященная современной драматургии. С 4 по 11 марта было показано 15 спектаклей. Основной ориентир этого года – документальный театр: три документальных спектакля и двухдневная лаборатория для практиков документального театра «Свидетель на сцене». Прошел круглый стол «Женская драма: Право на вопрос», определены победители драматургического «Конкурса конкурсов». Гран-при получил Павел Пряжко («Злая девушка»), первая премию - Наталья Ворожбит («Вий. Докудрама»), победитель интернет-голосования - Дмитрий Богославский («Любовь людей»). В жюри входили Константин Богомолов, Борис Куприянов, Александр Расторгуев, Дмитрий Ренанский, Алена Солнцева.

Внеконкурсная программа «Маска Плюс» ставит задачу не выявить лучшего, а собрать воедино всех, кто в разных концах страны и за рубежом создает сегодняшний день театра, экспериментируя с жанрами и формами. Живой театр - живые проблемы, поэтому «Новая пьеса» собрала все темы, которые волнуют сегодня общество – одиночество, предчувствие войны, разобщенность, миграция. Уехать или остаться? Быть взрослым или спрятаться в вечном детстве? Как выжить в чужой стране? Именно об этом спектакли «Новой пьесы».

Сегодня, по мнению критиков, документальный театр и verbatim – самые заметные приметы времени. Жизнь за стенами театра диктует новую технику создания театрального спектакля, предполагающаю отказ от литературной основы. В ход идут записи рассказов обычных людей, очевидцев событий, максимально точно воспроизведенные со сцены. Впрочем, театр на этом этапе лишь «догоняет» литературу, давно освоившую этот жанр - заслуженную славу снискали книги, к примеру,  Алеся Адамовича «Я из огненной деревни» и «Блокадная книга», написанные с использованием аналогичных приемов.
Борис Гафуров, художественный руководитель театра Марка Вайля «Ильхом», рассказывает о своей истории знакомства с документальным театром: «Впервые к документальному театру "Ильхом" обращался в 2004 году. Тогда был реализован проект "Про любовь", в котором актеры "озвучивали" истории любви самых разных людей. "Плюс-минус двадцать" - наш второй спектакль, построенный на "вербатим". Идею предложил нам "КультПроект", и мы очень рады, что стали первым нероссийским театром, принявшим участие в лаборатории "Живому театру – живого автора"».

В этом году проект «Новая пьеса» закрыл спектакль Марата Гацалова по пьесе Анны Яблонской «Пустошь» в исполнении Эстонского театра «R.A.A.A.M.». Анна Яблонская, погибшая во время теракта в прошлом году в аэропорту Домодедово, считается критиками одним из самых талантливых представителей «новой драмы». Она родилась в 1981 году в Одессе. На ее счету номинации и победы на таких престижных конкурсов как «Дебют», «Евразия-2005» (Екатеринбург), «Свободный театр» (Минск), «Премьера.txt» и других. Автор пьес «Видеокамера», «Выход к морю», «Дюймовочка и мотылек», «Заброшенное радио», «Монодиалоги», «Письмо в зоопарк», «Тепло», «Утюги», «Шоу ковбоя без собаки» и многих других.
Простая, даже бытовая история о семье  - безработный неудачный муж, замученная работой и бытом жена, сын-двоечник - приблежается к шекспировской трагедии по накалу страстей. «Мы существуем», - заявляют герои пьесы. Особый драматизм происходящему придает живой огонь в пространстве пустого ангара, где играется спектакль «Пустошь». Такая сценография была предложена художником спектакля Ксенией Перетрухиной. Кстати, экспериментальный спектакль «Пустошь» по пьесе Анны Яблонской столичная команда (художник-постановщик Ксения Перетрухина, лауреат «Золотой маски» режиссер Марат Гацалов, режиссер театра «Практика» Руслан Маликов) уже ставила в прошлом году в городе Прокопьевске Кемеровской области.  «Маленький город, закрывающиеся шахты. По всему городу торчат вышки шахт, ощущение от города - что все время горят костры, из труб валит черный дым, потому что топят углем. И фантастическое здание театра - невероятного размера, памятник архитектуры, с колоннами, сталинский ампир» , - поделилась впечатлениями тогда Перетрухина. В таких непредложенных обстоятельствах страсти, кипящие в стенах маленькой квартиры, вовсе не кажутся придуманными.

Напомним, что основной конкурс «Золотой Маски» стартует 18 марта - на  Новой сцене Большого театра будет показа опера  «Золотой петушок» в постановке Кирилла Серебренникова, пока же продолжается программа внеконкурсной «Маски Плюс» - до 2 апреля будут показаны спектакли театров Украины, Армении, Латвии, Азербайджана, Беларуси и России.

Все материалы темы «Национальный театральный фестиваль "Золотая маска" - 2012»>>>

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация