В Михайловском театре готовятся к премьере балета Начо Дуато
В прошлом году известный испанский хореограф Начо Дуато начал новую жизнь в Петербурге, возглавив труппу Михайловского театра. Уже 21 марта петербургским зрителям впервые будет представлено одно из самых известных произведений Дуато – балет «Многогранность. Формы тишины и пустоты». Спектакль конца 90-х, создан словно для того, чтобы влюбиться в Баха, и нашедшего пластический эквивалент музыки хореографа. Рассказывают «Новости культуры».
Дуато переносит «Многогранность» на музыку Баха. Первый двухактный, полноценный балет. Здесь занята большая часть труппы. Пока черновые репетиции – ассистенты Дуато разучивают базовые движения. За этот год артисты продвинулись в технике танца, но до совершенства путь долгий.
«Я работаю с балетной труппой год, – говорит Начо Дуато. – Артисты успели почувствовать мой стиль, но чтобы пропустить это через себя надо пять, шесть лет. В целом уровень исполнения вырос, я вижу прогресс».
Для самого Дуато «Многогранность» этапный балет. Он принес приз «Бенуа де ля Данс», и был признан лучшим спектаклем сезона. Два года назад его увидели на фестивале «Золотая маска». Испанский национальный балет, которым Дуато руководил 20 лет, произвел фурор в Москве. Критика восторженно оценила спектакль, в котором Дуато до сих пор выходит на сцену – танцует самого себя и общается с Бахом.
«Идея встретиться с Бахом на сцене, а не в замыслах и мечтах, возникла из-за того, что я чувствую неловкость, когда кто-то прикасается к творчеству великого композитора», – говорит Дуато.
Дуато пока не решил, будет ли танцевать в этой постановке. Но знает – эту многогранность артисты разыграют не под фонограмму, под живой оркестр. Исключением станет органная тема.
«Я думаю, что Бах не мог предположить, что под его музыку можно будет танцевать такие танцы», – считает артист балетной труппы Михайловского театра Ришат Юлбарисов.
Марат Шемиунов впервые увидел «Многогранность в Японии» пять лет назад. Из Токио примчался в Йокогаму, чтобы познакомиться с живым классиком. До сих пор не верит, что теперь сам танцует у Дуато
«Очень просто поставлено, оркестр, люди инструменты, но движения настолько интересны, все так связано, все логично», – говорит Марат Шемиунов.
У Олимпиады африканские корни, она родилась во Франции, закончила московскую академию. Чтобы работать с Дуато, она поменяла Москву на Питер, бросила друзей. Ее цель, танцевать как можно больше в постановках хореографа.
«Движений много, на каждую нотку поставлено, нелегко даются», ¬– признается артистка.
Дуато четко разделил первый и второй акт. Об эпохе барокко и расцвете творчества Баха он рассказал в «Многогранности». А в трагическом втором акте – «Форме пустоты и тишины» – о периоде, когда композитор теряет зрение, встречается со смертью. Его место занимает сам Дуато.
Русский язык хореограф так и не выучил, нет времени, хотя под настроение может сказать, «плохо или хорошо».