5 марта 2012, 09:00 5 марта 2012, 10:00 5 марта 2012, 11:00 5 марта 2012, 12:00 5 марта 2012, 13:00 5 марта 2012, 14:00 5 марта 2012, 15:00 5 марта 2012, 16:00 5 марта 2012, 17:00 5 марта 2012, 18:00 5 марта 2012, 19:00

"Балканский триумф" в Историческом музее

Государственный исторический музей представляет выставку "Балканский триумф. Страницы героической истории Русско-турецкой войны". Экспозиция позволяет рассмотреть детали и бросить общий взгляд на события тех славных дней. Все гравюры на выставке из личной коллекции министра культуры России – Александра Авдеева.

Государственный исторический музей представляет выставку «Балканский триумф. Страницы героической истории Русско-турецкой войны». Победа русских войск, закрепленная, как известно, Сан-Стефанским мирным договором 3 марта 1878 года, привела к образованию независимого государства Болгария. Экспозиция позволяет рассмотреть детали и бросить общий взгляд на события тех славных дней. Все гравюры на выставке из личной коллекции министра культуры России – Александра Авдеева. Рассказывают «Новости культуры».

Русский майор ценой своей жизни спасает первое военное знамя Болгарии – символ болгарской независимости. Памятный момент запечатлен на гравюре. Такие рисунки являются особым историческим материалом.

«Эти гравюры позволили нам выстроить хронологию войны и отразить на выставке все важнейшие события», – говорит куратор выставки Ирина Журавская.

Турки жестоко подавили национальное восстание, Россия вступилась за братьев-славян и ввела войска. Вместе с солдатами на полях сражений были военные художники. Форсирование Дуная, взятие Шипки и осаду Плевны мы видим их глазами. Гравюры в историческом музее освещают весь путь русской армии на Балканах.

Захвачен турецкий лагерь, войска осман-паши спешно оставляют свои позиции. Это подробно отражено на рисунке. Такие наброски, сделанные с натуры были детальными информационными материалами. В печати они будут иллюстрировать статьи о ходе боевых действий. Во времена русско-турецкой войны гравюры выполняли роль репортажа с места событий.

Графические документы на выставке дополняют исторические артефакты из музейного фонда. Коллективные награды, серебряные трубы, оружие – большинство этих экспонатов посетители никогда не видели. Впервые выставлен и мундир августейшего свидетеля событий – императора Александра Второго.

«Он не был главнокомандующим, как это ни странно, а находился там, в состоянии, как он сказал «брата милосердия», – рассказывает директор Государственного исторического музея Алексей Левыкин. – То есть он должен был быть со своими солдатами, со своим народом в тяжелую годину испытаний».

Испытания войны навсегда останутся на рисунках. Военные гравюры одновременно являются историческими документами и произведениями искусства. Их главная ценность – аутентичность.

«Нет времени на композицию, на компоновку фигур, все должно быть так, как видел автор, – говорит Александр Авдеев. – Нужна быстрота, нужен огромный талант. Гравюрами занимались наши замечательные художники, нужна твердая рука и, конечно, необходимо вдохновение».

Эти картины-репортажи передают дух момента, патриотический подъем – в XXI веке это назвали бы эффектом присутствия.
 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация