Выберите регион

Смотрим на

Сергей Аронин перенес "Циников" Анатолия Мариенгофа на сцену театра имени Моссовета

Сцену театра имени Моссовета осваивают молодые режиссеры. Свой спектакль сегодня представляет выпускник экспериментальной мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова – Сергей Аронин. Материал для первой постановки на большой столичной сцене выбрал непростой – роман одного из основателей имажинизма Анатолия Мариенгофа «Циники». Написанный в 1928 году, он впервые был издан в Советском Союзе только через 60 лет. Иосиф Бродский считал «Циников» одним из самых новаторских произведений века – как по стилю, так и по структуре. Рассказывают «Новости культуры».

О том, чтобы перенести на сцену самый известный роман Анатолия Мариенгофа, Сергей Аронин мечтал два года. «Циников» он еще вместе с преподавателями разбирал в ГИТИСе. Для себя уже давно определил, что именно так привлекает в этом сложном произведении.

«Стиль, язык и, конечно, сама ситуация, похожая на сегодняшнюю, – говорит режиссер. – Когда мир и все вокруг сходят с ума. А мы все же пытаемся какие-то сохранить и отношения».

Действие разворачивается в первые годы после революции 17-го года. Мариенгоф описал все с документальной точностью. Когда письменный стол становится непозволительной роскошью. Когда мир пытаются «обезвредить от паразитов». А паразитом может стать каждый. Цинизм здесь как способ выживания – едва ли не единственный.

«Вероятно, это было такое время, когда жглись Библии, когда разрушались храмы, когда была подмена взаимоотношений и люди путались иногда, где они живут, в каком мире они живут, – считает артистка Евгения Крюкова. – Моя героиня, она попробовала жить цинично, но, к сожалению, ничего не получилось».

Мариенгоф в литературе – как Эйзенштейн в кино. Тот же «монтаж аттракционов»: каждая глава «Циников» написана с кинематографической точностью. Места действия меняются как в калейдоскопе. Материал для театра сложный и непривычный. Но именно он и привлек опытных актеров. Привлекла и возможность поработать с молодым режиссером, узнать на практике, что же такое новая школа.

«Они совсем из другого теста сложены, – говорит артист Сергей Виноградов. – То есть, если у них есть школа, то она у них совсем другая. Нам было нелегко понять друг друга, мы в итоге, пришли к какому-то птичьему языку для понимания».

Киноэффект на сцене создают мобильные декорации. Они превращаются то в московские улочки, то в начальственный кабинет, то в разграбленную квартиру. Но главное в этой постановке не внешние эффекты – авторский текст. К нему отнеслись почти с благоговением. Дополнили музыкой на стихи того же Мариенгофа, Есенина, Маяковского. Со сцены прозвучит даже манифест поэтов-имажинистов. Все для того, чтобы передать атмосферу того времени. Ответить на главный вопрос: можно ли во времена хаоса сохранить совесть человеку творческому, человеку вообще?
 

Читайте также

Видео по теме