Гала-концерт "Диалоги с Покровским"
Гала-концерт «Диалоги с Покровским» и весь фестиваль - «Год Покровского» это - дань целой эпохе в истории отечественной оперы. Для оперной сцены фигура Бориса Покровского сопоставима с личностью Станиславского. Он и воспитывал не певцов, а артистов. Он четко знал, что ему нужно. Говорил, что задача режиссера – вырастить посеянную композитором траву, а не губить ее сорняками – то есть своими трактовками. А одним из главных инструментов считал сомнения. По поводу его самого, когда он поступал в ГИТИС, сомнений не было. Юрий Завадский сказал: «Этого надо брать без конкурса». Сегодня исполнилось сто лет со дня рождения непревзойденного мастера оперной режиссуры. Рассказывают «Новости культуры».
«Люблю смотреть, как люди с билетами превращаются в зрителей», - писал Борис Покровский в одной их своих книг. Театральный звонок – уже спектакль. Однажды Покровский превратил в реалити-шоу критическую ситуацию, под угрозой после пожара был не только ближайший спектакль, но и существование театра.
«Он говорит: "Пожар был? Что вы говорите!?" А он уже все осмотрел. "А что сгорело?" Три ставки сгорели, пол прогорел. Он говорит: "Ах, так, ну-ка вырезать эти ставки, чтобы их не было, так, что дальше?" Ставки сгорели – вызвать художника. Натянуть и быстренько перерисовать. Сделали новые ставки, уже артисты приходят на спектакль. Все закопченное. Он говорит: "Ну-ка, всем мыть стены". Все вымыли стены от копоти. "Девушки, у кого есть дезодоранты? Немедленно все опрыскать". Все опрыскали. "Начинайте спектакль". Уже публика пришла, расселась. Начали спектакль. Приходят подписывать акт о закрытии театра и о пожаре команда. "Где протокол?" "Вот". "А что подписали?" "Нет, не подписал никто". "Ну, раз не подписали – пожара не было"», - рассказывает режиссер Григорий Спектор.
Об этом и многом другом из жизни мастера теперь в театре рассказывает кабинет-музей. Здесь точно воссоздан уголок его домашнего кабинета, здесь представлены подарки, которые он получал, и к которым так бережно относился. Шутка ли, сохранить венок из колосков пшеницы! Это подарок Козловского! А это его знаменитая палочка, спутница последних лет жизни Бориса Александровича. Порой она наводила священный ужас на артистов.
«Он ходил по сцене и садился в любое удобное для него место. Смотрел в глаза артисту, и делал замечания. И стучал так этой палкой, что мало не покажется. Весь гнев выражался в эту палку», - отмечает директор Камерного музыкального театра имени Покровского Олег Михайлов.
Первый юбилей Покровского без самого Покровского.
«Эта уникальная личность. И мы все время ощущаем, чем дальше – тем больше - эту потерю. Это его театр, мы все его дети, и мы здорово осиротели. Так что двойственное чувство – с одной стороны, праздник, с другой – печальное событие», - говорит дирижер Владимир Агронский.
На сцене фрагменты спектаклей, поставленных Борисом Покровским. И в этом гала артисты смогли рассказать об истории своего театра, о судьбе мастера и о том, что для него весь мир театр.
«Совершенно святое и трогательное отношение к своему делу. К искусству, и к своему таланту. Это очень ценный опыт, который будет здесь», - обещает солист Камерного музыкального театра имени Покровского Герман Юкавский.
Такой спектакль понравился бы Покровскому, считают артисты. И этот спектакль – начало фестиваля «Диалоги с Покровским». Да и вся жизнь театра после Покровского – это постоянный диалог с ним, в который включаются и потомки мастера.
«В «Новой опере» я ставил "Демона". Увлекательно занятие. Думаю, что повторю, не все еще потеряно. Его правнуки подрастают. Может быть, они. Правнучки уже поют в детской труппе», - надеется внук Бориса Покровского Михаил Ефремов.
Театр, созданный легендарным режиссером Борисом Покровским, остается театром Покровского, который верил, что опера спасет мир.
Читайте также:
Сто лет назад родился Борис Покровский
100-летию со дня рождения Бориса Покровского посвящается гала-концерт в Москве