Выберите регион

Смотрим на

Людмила Савельева отмечает юбилей

Сегодня свой юбилей отмечает актриса, судьбу которой решил случай. Режиссер Сергей Бондарчук решил пригласить на роль Наташи Ростовой никому не известную балерину Людмилу Савельеву. А после премьеры в нее влюбился весь мир. Французы ввели в моду называть в честь ее героини дочек. Не устоял даже сдержанный Восток: 1972 год был объявлен в Японии Годом Савельевой. Именно роль Наташи Ростовой определила кинематографическую карьеру Савельевой. Столь высоко поднятую планку она уже не опускала. Рассказывают «Новости культуры».  

Легко и стремительно, словно в прыжке, Людмила Савельева ворвалась в мир кино. Сменила сцену Мариинки, тогда еще театра имени Кирова, на съемочную площадку, пуанты, на бальные туфли Наташи Ростовой. Фотографию юной балерины увидел режиссер Сергей Бондарчук и после нескольких проб утвердил на главную роль в легендарной постановке «Войны и мира». И карьера закрутилась, словно фуэте.

Эти кадры навсегда вошли в историю кинематографа. Знаменитую сцену снимали на «Мосфильме». Бондарчук поставил оператора на ролики и лично размахивал платком перед объективом – хотел добавить жизни кадру. А общую панораму бального зала и вовсе снимали одним планом. Савельева и Тихонов едва успели увернуться от камеры.

«Каждый дубль был не похож на другой. И я должна сказать, мы никогда не чувствовали, что Сергей Федорович, так сказать, давил на нас. Ну, не было этого никогда. И я всегда видела – он всегда стоял за камерой, когда я снималась. И я всегда видела по его лицу - правильно я играю или нет», - вспоминает народная артистка РСФСР Людмила Савельева.

Этот трогательный взгляд покорил сердца зрителей всего мира. Не устояли и строгие кинокритики – в 1968 году картина Бондарчука получила «Оскар». И совсем еще юная Савельева проснулась знаменитой. Полные залы поклонников, предложения от именитых режиссеров. Но советская цензура разрешила принять лишь одно – от итальянца Витторио де Сика. С условием, что картина «Подсолнухи» будет совместной, и большая часть съемок пройдет в Советском Союзе. В ленте Людмила Савельева сыграла вместе с Марчелло Мастроянни и Софи Лорен. А дальше – был «Бег».

Во время съемок фильма по мотивам произведений Булгакова Людмила Савельева познакомилась с вдовой писателя - Еленой Сергеевной. В промежутках между дублями ходила к ней на консультации, а после команды «мотор!» полностью растворялась в создаваемой эпохе, порой, не замечая даже опасности.

«Она мужественная очень, между прочим. У нас там был эпизод, когда горел состав с пушниной. Это огромное пламя, по-настоящему все делали, не так, как сейчас мы рисуем наполовину человека, наполовину – снимаем. Делали все по-настоящему. Горел огонь страшный, я ее пытался все время оттащить, но они с Баталовым сопротивлялись», - говорит режиссер Владимир Наумов.

Потом еще было около двух десятков работ в кино - не так много для актрисы ее уровня. Но Савельева очень избирательно подходила к выбору картины, для нее важна литературная основа. А в конце восьмидесятых Людмила Михайловна и вовсе решила уйти с экрана. В ленте «Черная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви» с присущим только ей тонким чувством юмора спародировала свои роли.

«Когда я брал Людмилу Михайловну в картину эту, я думал: «Ну, вот будет такая странная, так сказать, женщина с изломанной судьбой». Нет! Ярчайшее комедийное дарование», - рассказывает режиссер Сергей Соловьев.

За свою карьеру, Людмила Савельева не сыграла ни одной злодейки. Список ролей безупречен. Но для миллиона зрителей она по-прежнему – яркая и неподражаемая - Наташа Ростова.

 

Читайте также: К юбилею Людмилы Савельевой

Читайте также

Видео по теме